Автоспорт – дело хитрое, дорогостоящее, порой травматичное, но есть в наших пенатах упрямцы, сполна выплачивающие заявленную цену за винты и колеса, скорости и опасности, бездорожья и непогоды в обмен на адреналин, радость преодоления и, конечно же, победу.
Победу если не в соревнованиях, так над собой. Редакция разыскала гонщиков в Виннице, справилась о состоянии автоспорта и составила краткий ликбез отдельных видов этого дорогого удовольствия.
Автокросс. Жизнь по кругу
Гонки по закольцованной трассе неправильной формы с грунтовым покрытием на союзных просторах впервые прошли в 50-х годах, а участвовали в них грузовики. Тем временем в далекой Америке тоже зародилось подобное движение, только гоняли там на изношенных легковых авто без окон и дверей да по песчаным дюнам. Впоследствии такие безкузовные машины заполучили сленговое название багги, что-то вроде «пляжной тележки» или «песчаной блохи». А автокросс разветвился надвое: соревнования на спортивно-кроссовых автомобилях, то есть багги, и соревнования на автомобилях кузовных.
В Виннице кроссовый Спорт чувствовал себя, как кот в масле, – трасса «Вихола» автоклуба «Каиса» слыла одной из любимейших трасс автокроссеров в Украине и принимала соревнования международного уровня. В городе наличествовало порядка 15 гоночных автомобилей. Сегодня жемчужина кроссовых автодромов «Вихола» вроде бы есть, а вроде и нет. Последние соревнования здесь проводились два года назад, а действующих, читай выездных, гонщиков осталось лишь шестеро: Павел Драчук, Сергей Григоренко, Анатолий Лапчук, Сергей Тарасюк, Сергей Римкин и Федор Бабинец. Ведь нужно не только купить специальный автомобиль, но и доработать его. Есть, конечно, гонки на серийных машинах, например, Кубок Лады. Но чаще покупная машина доводится руками, иногда на это уходят годы. С сообществами автокроссеров в Виннице тоже не густо: винницкий территориальный клуб «ВиТАК» – ведает соревнованиями и выдачей лицензий, и автомобильный клуб «Асток» – объединение гонщиков, заинтересованных в переходе автокросса на профессиональный уровень. Пока сдавался номер чемпион Украины Павел Драчук уехал в Киев на 3-й этап Кубка Украины по автокроссу.
Федор Бабинец
пилот, председатель автомобильного клуба «Асток», член комитета кросса ФАУ, призер Украины по автокроссу
«Гонками, правда, раллийными, занимался еще в военном училище. Но потом попал в аварию и прекратил кататься на целых 15 лет. До тех пор, пока мне не «подсунули» кроссовую команду Старобельска. Затем я организовал другую команду – «Автотрейдинг», гонщики которой ни разу не выигрывали, но были в призах. А в 2002-м начал кататься сам. Когда первый раз ехал кросс ощущения были неоднозначные. Ведь в ралли все чисто, аккуратно, а тут – весь мокрый, грязный. Но затянуло, и вот, по сегодняшний день. В этом году, так сложились обстоятельства, только один раз выезжал, в Феодосию, – приехал третий».
Один из подвидов кольцевых гонок по динамичности напоминает знаменитую «Формулу», но с «маленьким» существенным отличием – катаются здесь на специальных легких мини-машинках с открытыми колесами, состоящих фактически из рамы, сиденья, рулевого управления и двигателя. У спортивного мини-кара жесткий руль, а двигатель расположен справа от пилота. Гонки на этих маленьких «тележках» – один из самых скоростных видов спорта, разгоняются карты до 260 км/час. Гонщик в такой машинке чувствует себя летящим на табуретке с большой скоростью и испытывает сильные перегрузки, поэтому без специальной подготовки не обойтись. Картинг – хорошая школа для автоспортсмена, потому большинство гонщиков «Формулы-1», в том числе и Шумахер, начинали свою карьеру именно с картинга.
Внешняя забавность маленького автомобиля привлекла к нему внимание обывателя – появился картинг развлекательный. Прокатный карт – менее скоростной и более безопасный, излюбленное развлечение подростков. Собрать спортивный карт самому практически невозможно, но имея за плечами приличную сумму, купить его в Украине не составляет труда. Официальные дилеры предлагают разнообразие моделей, лучшие из них делают итальянцы. Раньше, в советские времена, картингом в Виннице занимались ДОСААФ, СЮТ и секция во Дворце пионеров. Сегодня этого удивительного автоспорта в городе практически не осталось. Последний оплот – общественная организация «Ника», да и та не может полноценно вести свою деятельность из-за недостатка хороших картодрома и картов, которые требуют очень немалых капиталовложений. Делает попытки возобновить свою деятельность секция Дворца пионеров, но вряд ли прибарахлившись новой техникой. Посему, кто имеет возможность, едут и арендуют трассу и карты в Киеве, там и катаются.
Владимир Колесников
гонщик, КМС по картингу, руководитель общественной организации «Ника», 6-кратный призер Украины
«Картингом фанатею, занимаюсь с 9 лет, последние пять – профессионально. Гоняюсь в самом мощном классе KZ-2, это коробочный класс.
Обидно, что винницким спортсменам из-за отсутствия какой-либо поддержки приходится кататься за чужие команды – к примеру, мне недавно довелось соревноваться в составе харьковской, они предоставляли хотя бы минимальные условия. А ведь есть города, за которые выезжают и по две команды. У нас же когда-то было три картинг-организации. Почему это все развалилось?»
Автослалом. Жизнь по фишкам
Этот вид спорта по технике выполнения некоторых элементов сродни привезенному из Японии дрифту, но если в дрифтинге основное – зрелищность «скольжения», то здесь важнее техника маневрирования, хотя крутые виражи и, как следствие, заносы никто не отменял. В слаломе уместны авто как с передним, так и с задним приводом, их всего-навсего делят по классам.
Для каждой гонки специально разрабатывается схема движения со сложными траекториями, которую реализуют на участке не меньше чем 100х 100 метров с помощью искусственных ограждений. Гонщики стараются как можно быстрее обогнуть все эти запутанные змейки, крутые повороты и нереальные фигуры, а лидером становится тот, кто за минимальное время преодолеет проложенный фишками маршрут.
Слалом считается наиболее доступным видом автомобильного спорта, поскольку не требует модифицированных автомобилей, подойдут
и обычные заводские. В Виннице автослаломом занимаются BMW-клуб и ВОКЛА, он же Винницкий областной клуб любителей автоспорта во главе с президентом Павлом Гергелижиу. 28 июня этого года усилиями ВОКЛы в Виннице прошел 4-й этап чемпионата Украины по автомобильному слалому. Одиннадцатого октября состоялся первый этап любительской серии School Vokla Open Cup 2009, а 25 октября наши профессиональные слаломщики участвуют в последнем (шестом) этапе в Ивано-Франковске. Держим кулаки.
Сергей Остапенко
гонщик, чемпион Украины по автослалому 2010 года в классе заднего привода
«Мы начинали с Сергеем Трофиловым. Ему понравилось, как машина ведет себя в заносе, он сделал, я повторил. Затем в Тернополе проходил один из этапов чемпионата Украины, Сергей Трофилов и Павел Гергелижиу поехали туда, многое увидели, записали на видео, и мы начали по-другому тренироваться. С тех пор занимаюсь автослаломом вот уже 3,5 года. Проводим гонки нашего клуба, систематические тренировки, привлекаем молодежь. У меня три спортивных автомобиля: две Honda CR-X и Жигули 2101».
Следите за соревнованиями по автослалому на: vokla.vn.ua
Дрифт. Жизнь в заносе
Говорим дрифт – подразумеваем задний привод, ведь без этой мощной автомобильной конструкции попытки пройти экстремальный занос могут закончиться весьма плачевно. Автомобилистами слово «дрифтинг» толкуется как особая техника выполнения поворота на специально подготовленных компактных или среднего размера спортивных авто, выдающих 200 и более лошадиных сил. Для зрителя – это впечатляющее скольжение боком, много дыма и запах жженой резины.
Классический дрифт выполняют на скорости 100–150 км/ч на термакадаме или тармаке (гудроновом покрытии), и судьи оценивают не первенство на финише, а такие параметры, как скорость, угол атаки, исполнение и стиль. Поскольку эти результаты тяжело поддаются измерению, многие эксперты склонны относить дрифтинг скорее к экстремальным шоу, чем к спорту в чистом виде.
Самое масштабное соревнование по дрифтингу – мировой чемпинот D1 Grand Prix, основанный в 1990-х. Проходит действо в Японии, признанной родиной дрифта, и собирает многотысячную толпу зрителей со всего мира.
В Украине движение дрифтеров довольно молодое – лишь год назад была создана Федерация дрифтинга (UDF).
Пока верстался номер на киевском автодроме «Чайка», излюбленном месте дислокации авторейсеров, как раз проходил финальный этап чемпионата D1 UDF, в котором принимали участие пилоты из России, Украины, Литвы и Беларуси. Подробности захватывающего зрелища можно узнать на сайтах drift.com.ua и D1udf.com
В Виннице дрифтом занимаются лишь немногие любители, ведь для прохождения управляемых заносов нужны автомобили определенной комплектации. На рискованные трюки профессионалов столичного клуба ForceRacing можно посмотреть 25 октября на праздновании Дня автомобилиста в аэропорту «Гавришовка».
Историю и регламент D1 Grand Prix ищите на: tuningx.ru