«Девяносто третья» в нашей семье живет с далекого 1997 г. Её отец взял новенькой с автосалона (тогда я учился в 8-м классе). 9-ки пришли в автосалон только одного — черного — цвета и в одной комплектации (карбюратор, высокая панель). Сначала ни мне, ни родителям этот цвет не понравился. Но с годами понял, что 9-ке он очень подходит. Выглядит такая машина и спортивней, и дороже вишневых или, скажем, бежевых «зубилок». Однако черная эмаль требует постоянного ухода — вся грязь, сколы, царапинки сразу бросаются в глаза. Поэтому приходится мыть с хорошим шампунем («черепашка»), полировать трижды в год, подкрашивать сколы. Причем «Самара» моментально загрязняется, так что на черном блестящем автомобиле ездить получается редко (день-два после мойки летом, осенью и весной), пара недель зимой. Зато непосредственно после полировки можно наслаждаться её неземной красотой))
После того, как получил «права», машину практически передали мне (папа на ней почти не ездил, а через пару лет купил себе другую машину — opel astra caravan). За 4 года родительской эксплуатации машинка немного поизносилась по механической части (сцепление, амортизаторы, шаровые, рулевые тяги). Помню, непосредственно после получения прав поехали на машине в соседний город (325 км). Тогда ещё и резина стояла Бл-85. Ехать было страшновато — после 120 км машина становилась практически неуправляемой, её просто «носило» по дороге. В общем, я понял, что надо «зубилку» доводить…
На зарабатываемые от перепродажи запчастей и написания на заказ рефератов и контрольных деньги смог купить и установить на машину: сцепление LuK (всем рекомендую, прожило уже 56 тыс. км и на покой не собирается), амортизаторы kyb газовые, кованые диски ВСМПО б/у, опоры SS-20, резина Continenal (новая). Ездить стало интересней в разы. Правда после тех же 120 км/ч всю машину начинало жутко трясти. Умные люди подсказали причину — ковка ВСМПО рассчитана и на «самару», и на «классику», поэтому центральное отверстие на этих дисках немного шире диаметра ступицы «девятки». По этой причине возможно небольшое нарушение центровки колеса на ступице, что и приводит к вибрации. Выход прост — покупаются хромированные колпаки на ступицу от ВАЗ-2105, и поверх них прикручивается колесо. В итоге — идеальная центровка и никаких вибраций. Теперь на 9-ке и 150 ездить не страшно — очень собранный и предсказуемый автомобиль получился. Ещё из полезного поставил корокоходную кулису. Не верьте тем, кто говорит, что она убивает коробку — просто масло надо хорошее заливать (например, castrol taf-x) и переключаться аккуратно. Ходы рычага теперь короткие и очень четкие, как у винтовочного затвора.
Вообще на расходниках не экономлю: масла, тормозная жидкость — Castrol, антифриз — желтый Ravenol, щетки и свечи — Champion, резина зимняя — nokian, летняя — continental. И никому не советую на этом экономить. Один раз залили тосол «Феликс», так из-за него разъело все патрубки и умер термостат. Ужас((. Ещё на чем экономить не советую, так это на антикоррозийной обработке. Раз в 3 года провожу следующую процедуру: снимаю бамперы, переднике крылья, обивки дверей, багажника. Всё хорошо промываю и под давлением во все скрытые полости заливаю смесь мовили, мастики для днища, отработки, подогретую на костерке. Смотрю, чтобы внешний антикоррозийный слой был в порядке (под крыльями, на порогах). Если что-то не так, то наношу преобразователь ржавчины, даю ему сутки на высыхание, потом — грунтовка в 2 слоя, ещё через сутки — антикоррозийный состав из баллоника (в 2 слоя). Итог: 13 лет — ни дырочки, ни даже поверхностной коррозии. Днище — отдельная тема. В первый же год владения машиной отец распорол ковролин в салоне и выкинул штатную шумку. Металл покрыли мовилью и кинули между полом и ковролином сетки для раковин, чтобы воздух циркулировал. После дождя ковролин поднимается и пол сушится. Итог: за 13 лет круглогодичной эксплуатации днище как новенькое…
Какие ещё полезные мелочи есть в моей «Самаре»? Это часы (для «высокой» торпеды продается очень стильный блок с часами и полочкой для мобильника, который ставится вместо заглушки под «маршрутник»). Также поставил «бороду» и перенес магнитолу вниз. Место магнитолы занял блок из 3-х приборов — вольтметр, датчик давления масла, эконометр (показывает разрежение во впускном коллекторе). Правда, реальная польза есть только от вольтметра. Датчик давления масла врет безбожно, т. к. монтируется в головку блока двигателя, от которой сильно нагревается и глючит (на «классике» его место внизу мотора, где относительно прохладно). Эконометр тоже помогает не слишком, т. к. во время движения всё-таки смотришь на дорогу, а не на него. Также обтянул руль (родной, «восьмерочный», такой большой и удобный), рукоятку переключения передач и ручник черной кожей. Делалось на заказ, со швом «как на Porsche». Ещё поставил большие противотуманки Hella. Очень полезный девайс, особенно в условиях Севера, где темнеет очень рано. Ну ещё ц. з. (4), эл. стекла Spal, мастер-замок (тоже очень полезная штука — нажатием на кнопку водительской двери блокируются замки всех остальных дверей)…
Конечно, возраст свое берет. Нет, краска не тускнеет и не осыпается, и коррозия моей машине не страшна. Берет другим — дубеют резинки везде, где можно (шланги, сальники, сайлентблоки, чехлы ШРУСов, опоры двигателя, уплотнения гтц), начинает глючить электрика (диодный мост генератора, стартер, платы задних фонарей, реле в монтажном блоке), подтекать радиатор. Карбюратор — это вообще отдельная песня, столько раз уже мозг мне выносил. Хорошо, что сейчас есть хороший знакомый карбюраторщик… В принципе, всё на 9-ке поправимо (все вышеперечисленное сделано и пройдено, за исключением задних сайнетблоков, но тоже скоро поменяю), поэтому пока расставаться с машиной не собираюсь. Наоборот, грядет модернизация: скоро-скоро приедет спорт-пакет koni с укороченными пружинами и регулируемыми амортизаторами. И весной я переберу рулевую рейку и поставлю «породистую» подвеску, которая так пойдет моей старой доброй Чернушке.