Авто было куплено в подарок сестре на 1 год — шутка — просто день покупки совпал с Днем рождения сестры — 16. 06. 1972 г. До этого была жуткая экономия (у отца даже проскакивали мысли о прекращении беременности в пользу увеличения накоплений, а у мамы лишилась зубов — фрукты и витамины семейный бюджет не предусматривал: ((, долгая очередь, за которую маму врач-кавказец, заведующий поликлиникой и гинеколог по совместительству, конкурент по очереди отправил на больничный намного позже срока в отместку за непредоставленную очередь на покупку — я человек не мстительный, как говорится — отомщу и забуду, но если он узнает себя в этом упоминании, то пусть (хотя бы мысленно) попросит прощения. Жизнь длинная, возможно судьба столкнет меня с ним или его детьми — думаю, он не обрадуется, узнав. Ну да ладно, хватит лирики…
Итак, папа купил авто. Хотя надо рассказать, как его выбирали (думаю, многим будут интересны тактические приемы вымогателей-продавцов 70-х гг. ) Как рассказывал отец (пусть земля будет ему пухом), выбрали на стоянке «копейку» темно-серого цвета, продавец (сейчас он бы назывался менеджер: )), подошел: «Этот авто занят, его должен купить важный человек». Папа пошел на рожон, но его «успокоили»: «Если машина понравилась, можно решить — не бесплатно, конечно…». Отец и сопровождавший его друг (с водительским удостоверением — у отца тогда еще «прав» не было, а кто-то должен был выехать за ворота на законных основаниях) быстро смекнули что к чему и их глаза упали на палевый жигуль.
— Этот тоже занят? — спросил папа.
— Нет. — ответил «менеджер» из 70-х (думаю, в те времена он был на уровне наших начальников ОМТС нефтяных компаний: ))) или Зам. глав администраций городов миллионников… не меньше. Видимо он уже понял, что два провинциала не намерены переплачивать и ничего ему не обломиться.
— Эту забираем.
Так был куплен первый и, к сожалению, единственный автомобиль моего отца — ВАЗ 2101 г\н 12-39 (если мне не изменяет память) СВЦ (это уже точно). Авто использовался на все 100: перевозил семью, встречал из роддома (меня в частности и моего младшего брата, а также детей многочисленных друзей семьи и отца (мамины подруги отцом в расчет не принимались — суровое воспитание в духе мусульманства ощутили все члены семьи: ))), возил картошку, сено для козы моего деда, баранов на зиму для деда, привоза муллы на похороны и поминки деда и т. д. , но самое главное для выезда отца с друзьями на природу — конечно не без алкоголя, когда и было помято заднее правое крыло. Впоследствии оно (крыло) было выдолблено резиновым молотком (как позволял бак) и забыто (незагрунтованное и непокрашенное). И вот ведь парадокс — на моей памяти таким автомобиль оставался 7-9 лет и только легкая рыжина покрывала оголенный металл!
С года 89 автомобиль стоял в капитальном гараже (некогда отапливаемом) — что его и сгубило, пока в 94 я его не забрал. В смысле с разрешения моего больного тогда отца. Еще раз пусть земля будет ему пухом — благодаря ему у меня сформировался образ мужчины-водителя и, конечно же, первый опыт вождения на его коленях (года в 4 — как рассказывала моя мама, чуть не завез их в глубокую лужу), по коллективному саду от ворот до участка (это уже с 12 лет — наверное, это был сильнейший, если не единственный, мотив поездки в сад). И первая самостоятельная поездка домой из сада до гаража — отец (да простит меня его прах) был пьян и позволил сделать это, да еще подгонял меня и принудительно включил мне 4-ю скорость… слава Богу, никуда не заехал (на повороте взял круче необходимого и влетел в яму — до сих пор проезжая это место вспоминаю тот случай).
Переехав в 93 г. в славный г. Екатеринбург (тогда вроде ещё Свердловск), очень хотелось передвигаться на авто — девушек покатать, дела различные (веселые 90-е), бомбануть в трудную для моего кошелька минуту. Так авто оказалось в моих руках. Хотя следует осветить подробнее этот момент. С другом (моим уже, имеющим ВУ и умеющим водить авто (сейчас я понимаю, как я ошибался, будучи уверен на тот момент в своем умении водить автомобиль)) и младшим братом привезли аккумулятор, выкатили из гаража с протекающей крышей и сырой осмотровой ямой — думаю, это две решающих причины ржавчины и гниения авто. С толкача завели раза с 15-го. и без тормозов (вот ведь беспечность молодежи! ) поехали прокатиться… Выехав из населенного пункта, остановились и решили все-таки разобраться, что за фигня с тормозами и вообще как состояние авто: ) С помощью прохожих завалили машину на бок: ) и начался осмотр. Выяснилось (это я сейчас понимаю, что только малость из всего), что заржавели суппорта передних тормозов, прогнили пороги и… дальше не помню.. Удивительно — прошло 16 лет, а в памяти свежи отдельные моменты, как будто произошли вчера…
На следующих день с другом (без брата) поехали в Е-бург. Для БЕЗОПАСНОСТИ были включены ФАРЫ!!! 160 км проехали без тормозов, на пятилетнем антифризе (вода, или скорее жижа), масле (тоже думаю, что очень щедрый комплимент для материи в двигателе) были пройдены без приключений. Проезжая поворот на Химмаш (для иногородних: это был первый светофор на пути в город) машина вспомнила, что где-то здесь она была выдернута молодой из многочисленной стаи своих родственниц и увезена на муки вечные и теперь «… дайте мне хоть вернуться в это место и умереть там спокойно» (опять же для иногородних: первый и единственный в 70-80 и начало 90-х был автоцентр АвтоВАЗ на улица Черниховского на Химмаше — район г. Екатеринбурга, упомянутый Незлобиным (КомедиКЛАБ), и прикол в инете — «… сотка с Химмаша до центра», была с огромным усилием (каблуками, ободом о поребрик, конечно же ПЕРЕДАЧЕЙ (аллилуйя механической коробке), чуть-чуть не мокрыми и вонючими трусами и конечно же всеми упоминаемыми честными давалками и др. нецензурными выражениями…) остановлена!!! Передохнув — слава Богу, трусы остались чистыми, о сердечных болях я тогда еще не знал, осмотрев авто, с осторожностью двинулись дальше… Судя по пробелам в памяти, о данном временном отрезке ничего не произошло…
В последующем множество дней было проведено под машиной, для машины, внутри и около… Возможно авто и было бы восстановлено до нормального состояния, в чем я очень сейчас сомневаюсь, но помешал случай… В дождливый темный поздний октябрьский вечер на улице Восточной (опять же воспетой поэтом А. Новиковым в песнях) на приличной скорости влетели в люк — возможно земляки помнят это чудо городских служб — напротив и ближе к Шарташскому рынку ниже уровня дорожного покрытия сантиметров в 30. Сломан амортизатор и, как оказалось после замены и вновь пришедшего в негодность, оторвана балка от левого переднего лонжерона. По первому снегу была куплена ещё одна копейка с живым железом без документов для восстановления, но зимняя стоянка и невозможность проведения работ на открытом воздухе убили энтузиазм и весной машины были проданы за $800.
Увидев на дороге палевую (и не только) копейку (сейчас это большая редкость), вспоминаю отца, первое его и свое авто… Все мы жертвы воспоминаний — желание вернуть приятные моменты своей жизни ошибочно заставляет нас обладать вещами, напоминающими об этом, или вернуться в места, где были получены эмоции… (цинично и жестоко, блин… но это правда).
Совет покупателю:
Редко кто способен решится на покупку в настоящий момент старого советского авто… Но тем, кто решился, — дерзайте.
Льготный кредит на автомобиль от 2. 9%! Подробнее >>