Как принято, немного о моем пути к данному автомобилю. Впервые за руль машины меня посадил отец, когда мне было 12 лет. Причем просто дал ключи и сказал: «Иди, сделай круг по пустырю на пониженной передаче». Учебным автомобилем был ГАЗ-69. Потом сажал за руль вне города, в лесу, в полях. В 17 я уже получил права, поездив еще на ЛуАЗ-969, Москвиче 2140. В автошколе водил ГАЗ-51 и ЗиЛ-130. С правами довелось ездить на Волге ГАЗ-24, УАЗ-469, ЗАЗ-968. Это были времена «доиномарочные». Тогда легко прививались навыки самостоятельного обслуживания и ремонта автомобиля. Имея инженерный склад ума, по возможности и сейчас стараюсь все делать своими руками. Нравится мне. Вряд ли кто-то сделает для меня лучше, чем я сам.
К СААБам неравнодушен давно. С момента, когда в начале 90-х увидел СААБ 99, – он покорил меня своей нестандартностью. А когда я узнал о его отличных ходовых качествах и легендарной прочности – проникся уважением к фирме (решил для себя, что они не сделают плохого). Сейчас у меня есть модель 900 первого поколения — последний истинный СААБ (ездит жена после получения ею прав) и 9000-й. Собственно о нем и речь.
Искал именно СААБ 9000. Данная модель начала выпускаться в 1985 году, тогда запустили ВАЗ-2108 в СССР. Помните? Смотрел несколько экземпляров и понял: многие заезжают их до последнего издыхания (благо прочность позволяет). Коррозионная стойкость не является коньком этой модели – без ухода гниют и очень успешно. В объявлении пишут: «отличное состояние», приезжаешь смотреть, слезы наворачиваются на глаза. И тут попалась женщина-хозяйка: в технике с мужем ничего не понимают, но в сервис регулярно (у мужа своя машина). Кузов с дырками в крыльях, местами приличными, днище отличное (мне не лень заглянуть – потом на себя пеняй), ходовая в порядке, движок не дымит. Пару раз тюканый впереди и сзади без нарушения геометрии. Салон после чистки в очень хорошем состоянии. Хозяйка в принципе ничего не скрывает. Вывод: машина без должного ухода, но с регулярным сервисным ремонтом (там только заменяют узлы, чистка и смазка не их конек). Прилагаются листочки из сервисов за последние пять лет, комплект штампованных дисков и пара летних покрышек. Так я стал его хозяином, отдав 70 тыс. руб. в 2007 году.
О машине кратко: год выпуска 1991, двигатель 2. 3, без турбины, хетчбек, цифры на одометре 247 тыс. км. Тут многие возмутятся: старая иномарка- отстой! Можете дальше не читать. Каждому свое – и данный вариант имеет право на существование. Мне нравятся большие машины, в которых я могу делать что-то по своему усмотрению. В новой все сделано производителем (и дорого), здесь же я могу многое изменить. И не надо плеваться, что кузов устал и разваливается. Ничего подобного! Как и основные агрегаты, он проживет еще долго и счастливо много лет — такой вывод могу сделать после детального его изучения.
Что случилось с машиной за это время. Купил я его осенью, сразу взял комплект зимней резины, старую выбросил. На холостых временами мотор работал неустойчиво, загорался «чек». Это мы проходили: берется баллончик очистителя карбюратора и чистятся все разъемы инжектора и массметр. Потом проливаем WD-40. Все, с инжектором порядок, больше не беспокоил, двигатель работает хорошо. По кузову решил так – доживем до лета, там разберемся. Выделил несколько дней своего отпуска и заварил все проблемные места – в деревне у меня есть и сварка и болгарка. Про руки я уже вроде говорил. Обошлось: 100 рублей на электроды и несколько сотен на краски-шпаклевки. Болтался рулевой вал – рассыпался игольчатый подшипник. На сервисе за его замену запросили около 3 тыс. руб. Купил на разборке вместе с валом за 600, поставил сам за два часа. Что делалось еще за более чем полтора года и 30 тыс. пробега (чтобы было понятно сколько вложено труда и денег): ремонт обогрева водительского сиденья (0 руб. ), установка стеклоподъемников (500 руб. ), шумоизоляция дверей (1 тыс. руб. ), замена щеточного узла генератора (600 руб. ), замена двух частей глушителя (6, 8 тыс. руб. ), замена сцепления и переборка стартера (13 тыс. руб. ), колодки тормозные задние (560 руб. ), тросик ручника (500 руб. ). Масла и фильтры не считаю (для примера – масляный фильтр 160 руб. , воздушный 270). Устранялся косяк по ремонту привода заслонок отопителя – у предыдущих хозяев менялся радиатор печки и слесарь при установке узла сломал рычаг привода заслонок. Это я к тому, что слесари под присмотром работают лучше – контроль и еще раз контроль. Пришлось это делать на сервисе, так как узел очень плотно скомпонован и мне был незнаком. Отдал 2, 5 тыс. руб. Вроде я не вывалился из тысячи баксов. Хотя, если добавить расходы на зимнюю и летнюю резину (16 тыс. руб. ) и музыку (около 20 тыс. руб. , но это уже прихоть владельца), то получится в районе суммы, которую многие автовладельцы отдают в год за КАСКО. Имеется в виду машина такого класса. Подвеска все еще в хорошем состоянии, ничего не вкладывал, летом проведу ревизию. Расход бензина по компьютеру 10, 6 л/100км. По трассе в районе 8 литров при бодрой езде, в городе в районе 13-14, сильно не разгонишься.
Что в данном автомобиле нравится:
— как в любом большом авто – это чувство безопасности (хотя многие и не парятся по этому поводу, особенно молодежь).
— комфорт на трассе – здесь размер имеет значение. Даже на плохом асфальте сильно не трясет, подвеска достаточно комфортна, но без раскачки. Стабилизаторы поперечной устойчивости на обеих осях позволяют уверенно контролировать машину в поворотах. Руль как пружина возвращается в положение «прямо».
— на скорости очень устойчив, никаких виляний, любое желание хозяина – закон.
— двигатель очень тяговитый на малых оборотах, хоть и 16-клапанный – зеленая зона на тахометре (есть и такая) начинается с 1300 оборотов, красная с 5500 оборотов. Отсюда видно, что мощность достигается не количеством оборотов, а крутящим моментом. В районе 3000 оборотов чувствуется подхват.
— сидеть удобно и просторно, сиденья мягкие – несовременные, хорошо сохранились за эти годы. Сделаны из велюра, кожу не люблю. Маленьких детей не вожу, грязи нет, а летом не прилипает, зимой не примерзает. Водительское регулируется по высоте. Противосолнечные козырьки при поворачивании с обратной стороны черные, оба с зеркалами. В перчаточный ящик легко входит формат А4 и еще куча мелочи в емкости между передними сиденьями и полочки на панели. Из жесткого пластика только часть торпедо, на которой расположены переключатели.
— двери имеют три промежуточных фиксированных положения между закрытым и открытым состояниями – удобно на парковках.
— датчики состояния уровня масла и жидкости омывателя.
Что не очень нравится:
— кузов хетчбек: это звуки, издаваемые задней дверью (она габаритная и тяжелая) и полкой багажника. Кое-что с этими вещами уже сделано, кое-что еще предстоит.
— отсутствует датчик индикации уровня тормозной жидкости – бачок один на тормоза и сцепление.
— маленький дорожный просвет, который еще съедается толстой защитой из пластика. Итого имеем 10-12 см – периодически цепляем неровности наших дорог.
— верхний край дверей заходит на кузов (как на «десятках»), при открывании зимой снег падает на сиденье, если его не убрать.
— коррозионная стойкость слаба: больные места – это все крылья и низ дверей.
Факты, которые просто имеют место быть.
Шумоизоляция хорошая (не отличная, но хорошая). Двигатель не досаждает неприятным звуком – при разгоне его слышно, но он не раздражает. Размеры цилиндров близки к максимальным, использующимся на 4-цилиндровых моторах. СААБ применил балансирные валы, которые приводятся в движение цепью ГРМ. Руль регулируется только по вылету, но из-за того, что сиденье регулируется по высоте, – нормально. Если поднять сиденье на максимальную высоту, не всегда видно индикаторы включения сигналов поворота – перекрываются рулем. Нет подогрева зеркал – спасаюсь жидкостью для разморозки – побрызгал и льда нет.
Приятности, повышающие комфорт.
Кондиционер летом, подогрев сидений зимой (хотя в нашем регионе пользуюсь им и летом по утрам). АБС работает в 18-летнем возрасте и это нормально (а то некоторые считают естественным неработающую АБС на 15-летнем Фольксвагене). Гидроусилитель руля оптимален по усилию и обратной связи – мое мнение. Стеклоподъемники ставил сам, и клавиши их включения размещал по своему вкусу – не терплю сквозняков и не люблю самоуправства пассажиров (они не имеют к ним доступа). На пятой двери изнутри есть ручка для ее закрывания. Климатическая система позволяет направлять воздух сразу на лобовое и боковые стекла, а также в ноги — северные люди умеют создать для себя тепло. Иногда сажаю за руль жену, а сам на заднее сиденье – там очень просторно и комфортно.
История с глушителем. Зимой зарычала средняя банка, залепил с целью доездить до теплых времен. В мае зарычала опять – купил новую среднюю часть и в деревне поставил ее на место (задняя банка визуально была целой, решил поменять ее летом, растянуть затраты денег). Тишина. Еду из деревни в Питер, тихо, но двигатель греется и не тянет как положено. При обгоне вдавил педаль газа, что-то хлопнуло, глушитель зарычал и машина пошла как надо. Остановился, глянул под днище и определил, что рычит задняя часть. Приехал в город, купил заднюю банку и на сервис. Там открылась картина — из трубы торчит большой пучок черных волос – оказалось, что при внешней целостности задняя банка сгнила внутри. Бывает и такое!
Приятель, эксплуатирующий Рено Логан, прокатившись на моем авто и хлопнув дверью, изрек: «Конечно, на моем двери не так благородно закрываются».
Пару полезных советов:
— летние коврики часто перемещаются под ногами. Чтобы этого не происходило, я прикрепил к ним снизу цепляющуюся часть от липучки – продается метражом в галантерейных магазинах – она цепляется за ковер автомобиля. Можно использовать степлер.