Всем доброго времени суток! Хочу представить Вашему вниманию свой отзыв-обзор моей первой машины. В данном отзыве я выскажу исключительно свои мнения и ощущения, никому их не навязывая. Те, кто не любят читать что-то положительно-хорошее про двадцатилетние (и старше) машины — сразу могут начать читать другой отзыв, им просто будет не интересно и, скорее всего, вызовет волну недоумения и отрицательных эмоций.
Начну с того, что до Сааба у меня были автомобили, на которых я ездил (машины папы), но в личном владении эта — первая.
До Saab 9000 ездил на Форде Скорпию 1986 гв (146лс, 2. 9 V6, коробка-автомат, комплектация Ghia, хэтчбэк) и на Мицубиси Каризма 1998гв (90лс, 1. 6, коробка-автомат, комплектация GLX, хэтчбэк). Именно с этими автомобилями, по мере возможностей, буду сравнивать Сааб по личным ощущениям, характеристикам и характерам (ведь у каждого автомобиля есть характер и, если хотите, душа).
Немного предыстории… когда в 2006г я получил права, не было сомнений на какой машине я буду ездить — на семейном Скорпе. Огромная «повозка» тогда впечатляла размерами (да и сейчас Скорпы не кажутся маленькими), общим комфортом и немалой мощностью (кстати, мощность начал оценивать, только когда сам за руль сел). Скорп отлично тянул по шоссе в любую погоду и по любому покрытию дороги (совсем в бездорожье на нем не залезал — не джип все-таки, но на рыбалку по размытому проселку или глинистому подъезду к водоему он проедет всегда — мощи хватает! Будет буксовать по обод в грязи, но вытянет! ), в этом автомобиле я чувствовал себя комфортно, достойно и безопасно на любых скоростях (в пределах разумного, конечно). От Скорпа-Динозаврика остались только самые положительные впечатления, может, просто потому, что это первый автомобиль, за рулем которого я оказался, будучи уже полноценным водителем.
Потом Скорпа продали и купили Каризму — машина попроще, но современнее по управляемости (за счет подруливающей задней подвеске) и по общим ощущениям (более жесткая машина, как и большинство современных, что не в плюс им, кстати). Каризма — машина не без изюминки, но куда менее «интересней» Скорпа (и тем более Сааба) — нет «скорповской» динамики (оно и не мудрено с такими объемами), машина легче, меньше, слабее… но ездит. Нормально ездит, без притворства. Обычный городской автомобиль…чик;)
В один прекрасный момент мне просто надоело «делить» машину с папой и я решил купить что-то собственное. Средств было не так уж и много, но на эти деньги можно было рассмотреть несколько вариантов (если бы умел ездить на механике, то и несколько десятков вариантов). Нашемарки не рассматривал принципиально (не потому что на механике не езжу, просто не рассматривал по огромному ряду причин). Из предложенного было несколько старых, даже олдскульных, Американцев, но они как-то сами отпали из-за скрытых проблем, которых обычно не видно на фотках. По счастливой случайности, наткнулись на объявление о продаже Сааба. Поехали смотреть и в тот же день оставили залог — машина была действительно в том состоянии, как и было расписано на сайте.
Итак: Saab 9000 CDE, седан, 1990гв («широкая косая морда»), 147лс, 2. 3л (без турбины), коробка-автомат, полный «фарш» по салону: кожа, компьютер, климат-контроль, круиз, электро зеркала, стекла, подогрев сидений, омыватель фар, лифт сидений (регулировки не электро), подлокотник между передними сидениями, много различных приятных подсветочек и мелочей, оооочень хорошая музыка (у меня). Люка нет. Ну и, конечно же, красная табличка «Пристегните ремни! », как в настоящем самолете.
Пробег (! ) 138000км. Я — второй владелец в России, машина в Москве с 1994г. Если верить легенде: предыдущий владелец пригонял ее «под себя» из Швеции, где она служила в департаменте полиции города. На ней возили какого-то VIP«а. Машина приехала сюда с пробегом в 45000км (у меня есть все подтверждающие документы с 45000 до 100000км на все проведенные работы, далее бумаг нет), на ней поездили до 100000км, перебрали коробку и поставили на консервацию на 7 лет в гараж… Вообще, конечно, все похоже на правду, если судить по общему состоянию авто: нет ржавчины до дыр (если и была на арках сзади, то все очень хорошо заделали до меня, видно, что что-то делалось, но сделали качественно), только мелкие “поучки” и то не везде, салон не протерт, не порван, стекла не затерты, кнопки целы (только затерта кнопка правого-заднего стеклоподъемника на двери, где VIP сидел: ))).
Теперь, когда у Вас есть небольшое представление о машине, расскажу обо всем подробнее.
Салон
Как театр начинается с вешалки, так же и автомобиль начинается с водительского сидения: удобные кожаные кресла, в которых располагаешься так, как, по моему мнению, и должен себя ощущать водитель за рулем авто… как бы это пояснить…? Ну, вот есть комфорт, когда дома перед телевизором сидишь в любимом кресле, что очень расслабляет, ты отдыхаешь и можно даже задремать от удовольствия (так было в Скорпе, слава Богу не дремал за рулем, но ощущения иногда были, что на самом деле сидишь в большом кресле перед большим телевизором, по которому показывают дорогу — иногда отвлекает и забываешься), в Саабе другой комфорт: ты сидишь ооочень удобно, но засыпать не хочется — не расслабляешься на столько, чтоб дремать, автомобиль не дает, постоянно о себе напоминает (в хорошем смысле), а наоборот хочется ехать дальше и дальше, наслаждаясь поведением машины, дорогой и по-настоящему получать удовольствие от вождения. Водительское кресло имеет 5 регулировок, включая лифт, подпор под коленями и подпор поясницы (на самом деле немного выше — где-то на половине спины). Настроить удобную посадку можно для любого человека, на мой взгляд. Рулевая колонка имеет только одну настройку — регулировка по вылету, но её вполне хватает.
Все органы управления на расстоянии вытянутой руки (наклоняться вперед, чтоб что-то переключить, не надо). Кнопки стеклоподъемников находятся справа внизу на консоли, где ручник: удобство такого расположения — вопрос привычки. Управление зеркалами находится на водительской двери — тоже не надо тянуться, там же расположена и кнопка открывания багажника — удобно. Управление рычажками поворотников и дворников так же не доставляет особого труда — все расположено на своих местах. Внешний вид у подрулевых переключателей, конечно, не особо (просто квадратные), но, наверное, тогда так делали, хотя в Скорпе были вполне современные круглые переключатели с множеством настроек. В Саабе режимов дворников всего 3: прерывисто, постоянно и быстро. Прерывистого режима не всегда хватает, но он вполне хорошо подобран под не сильный дождь. Если идет просто «какая-то морось» — прерывистого режима много, и приходится самостоятельно «прижимать» переключатель вниз, чтобы включился один взмах. Омыватель лобового стекла одновременно включает и омыватель фар. В минус можно записать, что дворники лобового стекла делают первый «проход» без подачи воды, что может со временем затереть стекло, при этом это не зависит от заполненности бачка омывателя. Он на 5 литров, кстати. У меня стекло не затерто пока))
Подлокотник между передними сидениями удобен, при определенной посадке за рулем. Мне удобно его использовать. Под подлокотником находится достаточно вместительное отделение с крышкой, в закрытом состоянии и откинутым подлокотником, образующей ровную поверхность (внутри этого отделения даже лампочка есть, но у меня она не работает, наверное перегорела). Большой бардачок с полочками — влезает много дисков и стопка бумаги (карты дорог, страховка и т. д). Должна быть подсветка — у меня не работает, нет лампочки, а менять неудобно. Также в отделении, где бардачок, находятся основные предохранители (света в салоне, стопов, поворотников и т. д).
Климат-контроль подбирает вполне адекватные режимы температуры и направлений воздуха. Есть даже отдельная кнопка потока воздуха на заднее стекло. Зимой двигатель прогревается не быстро, соответственно так же не быстро прогревается и салон. Надо минут 10 покурить на улице или почистить снег с авто, пока внутри станет тепло. В салон начнет поступать теплый воздух не раньше, чем стрелка температуры двигателя чуть выйдет из синей зоны (это к вопросу о том, если не ждать полного прогрева, а поехать через пару минут после завода двигателя). Зимой наиболее частые потоки воздуха, которые выбирает климат в режиме «авто» — это «на лобовое стекло и в ноги» и «в салон и в ноги». Температуру приходится выбирать самому — система ее запоминает и при следующем включении двигателя ставит последнюю, которая была задана. Вообще, зимой система нормально прогревает салон, ездить не холодно, иногда даже жарковато. С первыми лучами уже достаточно теплого солнца, в конце марта, климат начал включаться на холод. Заработал кондиционер в автоматическом режиме. Пару недель поработал и задул теплым воздухом — потребовал заправки. После заправки холодит хорошо и также подбирает вполне комфортные режимы работы. Можно также выставлять желаемую температуру и потоки воздуха, независимо от автоматического режима.
Обогрев зеркал слабоват: в Каризме, к примеру, влага в дождь с зеркал высыхает достаточно быстро, в Саабе вообще плохо сохнет. Здесь эта функция скорее для удаления изморози и наледи зимой, чем для просушки в дождь. Обогрев заднего стекла вполне хороший.
Еще хотелось бы отметить, что вся торпеда с управлением климата, музыкой и т. д ориентирована на водителя, чуть повернута в его сторону, что приятно и удобно: ))
Задние пассажиры располагаются также с комфортом. Колени почти не упираются в передние кресла (почти потому, что я люблю далеко отодвигаться и за мной трудно уместиться, не уперевшись в водительское сидение). За передним пассажиром сидеть свободнее. Вполне комфортно(но не вальяжно) сзади размещаются 3 взрослых человека, но, по-хорошему, места на заднем сидении предназначены только на двоих, о чем свидетельствует только 2 задних подголовника и большой разделительный подлокотник, который откидывается из спинки дивана. Справа и слева на уровне головы задних пассажиров есть лампочки индивидуального света — все удобства для VIP«ов: ))
Багажник очень вместительный и глубокий для седана. Но объем багажника не увеличивается — задний диван не раскладывается ни в каких пропорциях, есть только небольшой лючок, приблизительно 20Х20см для длинномерных грузов. Под длинномерными грузами в этой машине я подразумеваю только лыжи, у меня как-то не вяжется кожаный салон и перевозка досок или того хуже арматуры на дачу… Лючок находится как раз за откидывающимся подлокотником на заднем сидении.
Когда я только купил машину, на ней было установлено газовое оборудование, и пятидесяти литровый баллон занимал ровно половину от объема багажника (баллон по размеру ложится ровно в нишу под заднюю полку, вплотную к спинке заднего сидения). Газ я снял практически сразу — ни к чему он мне: на дальние расстояния я не езжу, с расходом вполне можно смириться, да и стремно как-то возить с собой баллон с газом, плюс ко всему лишний вес и нагрузка на задние амортизаторы.
Ходовые качества, управляемость, внешний вид авто
Большой машине нужен большой двигатель и немало «лошадей». В моем Саабе этого вполне хватает: 2. 3л и 147лс знают, как тянуть почти полуторатонный вес на колесах. Слабо представляю, как с динамическими показателями у Девятитысячников со 120лс и двигателем 2. 0л, мне 147лс порой бывает маловато. Но зато я точно знаю, на что способна моя машина и на что я могу рассчитывать, планируя обгон или любой другой маневр с резким увеличением скорости. На трассе двигатель резво набирает обороты, сопровождая каждое переключение автоматической коробки приятным и ровным рычанием. У него определенно есть свой особенный, неповторимый «голос» (надо просто один раз услышать, чтобы понять, о чем я говорю, или просто ездить на Саабах). Немного вялый в городском цикле, двигатель полностью раскрывает свои возможности на трассе. Рвать всех со светофоров — это, в общем-то, не его стихия, но при желании можно попробовать. В любом случае будете на порядок быстрее уезжать, чем машины с меньшими объемами под капотом и нашемарки.
Низкие обороты двигатель не любит, он рванет (именно рванет) после 2500 оборотов (при правильном обращении с коробкой-автомат). Кикдауна с места практически нет, он появляется где-то от 40 км\ч и очень резво разгоняет машину. Гораздо быстрее, чем если тупо давить в пол с места. В последнем случае машина будет не на столько резво, но очень уверенно набирать сотню с паспортными 10с. Если применить кикдаун со скорости 40-50, то ускорение до 100 км\ч будет гораздо быстрее. Подхваты двигателя уверенные и приятные, ускорения происходят ожидаемо и пропорционально относительно нажатию на педаль газа, хотя и отклики коробки не современны и происходят с откровенной задержкой, что надо брать в расчет при маневрах, но потом просто входит в привычку.
Двигатель имеет 3 подхвата: от 40км/ч до 100км/ч, от 120км/ч до 140км/ч и от 160км/ч до 180км\ч (может и больше, но я как-то не проверил, т. к. разгонял свой Самолет только до 180 км/ч). Очень комфортный диапазон скоростей — от 100 до 130км/ч на трассе. Это как раз те скорости, при которых, управляя Саабом, ты наслаждаешься, получаешь истинное удовольствие от вождения, от управления большой добротной машиной. Вообще, Сааб — не та машина, на которой хочется постоянно гонять, рвать всех со светофора и т. д. Скорее управление этой машиной можно назвать «с чувством собственного достоинства». Девятитысячный располагает гораздо больше к спокойному, размеренному времяпрепровождению за рулем, нежели крутить постоянно двигатель до красной зоны и играть в «шашки» на дороге. Он, как Слон из известной басни, может по-всякому, но ему этого просто не надо — не солидно это для породистого Сааба.
На скорости где-то 120 км/ч появляются различные внешние аэродинамические шумы, а на скоростях от 130км/ч руль становится мягким и как будто невесомым — приходится держать его двумя руками. Курсовую устойчивость машина хорошо держит и при 180 км/ч — идет четко «по рулю», не гуляет по полосе. Стоит отметить, что при очень хорошей управляемости Сааб не любит колею: постоянно норовит в нее сползти, и тогда машину становится удержать сложнее. Также сильно отражается на управляемости не в лучшую сторону боковые порывы ветра. В поворот Сааб входит вполне комфортно (но точно ни как Каризма с подруливающей задней подвеской), без сносов и кренов, но все-таки тяжеловато, поэтому лучше сбрасывать немного скорость перед крутыми поворотами.
Педаль газа упругая, но не жесткая, с большим запасом хода. Нажимать приятно, т. к. сразу появляются реальные ощущения о размерах и мощности управляемого авто. Ускорение начинается сразу после нажатия, без «пустых» ходов педали. К педали тормоза надо привыкнуть. Тормоз не то, что бы вялый или ватный: он просто не резкий, как на той же Каризме, но уверенный. Тормозить надо начинать слегка заранее или, по крайней мере, быть готовым к торможению чуть раньше. Все это вопрос привычки. Зимой, по неопытности управления Саабом, пару раз тормозил с юзом, но все обошлось, а потом я просто привык. На моем Девятитысячном не стоит ABS — тормозная система была переделана предыдущим владельцем (по неясным причинам) под обычную гидравлику. Ставить заново — дорого (приблизительно половина стоимости автомобиля), да и ни к чему.
Подвеска на Саабе очень комфортная: упругая, но не жесткая, с плавными ходами. Небольшие ямы на дороге проезжает без тряски. На трамвайных путях не гремит и не дергается, как на Каризме, конечно ощущается вибрация, но она не напрягает — подвеска отрабатывает хорошо. Когда я на своем Девятитысячном впервые выехал на проселок, он повел себя очень неожиданно в лучшую сторону. С меньшим, чем у Каризмы, на 1 см, дорожным просветом Сааб не задел ни разу ни за какую колдобину. Плавно, в развалочку, я проехал даже те места, где на Каризме уже знал, что точно чиркну защитой. Объяснить это я могу лишь тем, что у Сааба длиннее колесная база, и иные ходы подвески. Но, тем не менее, Сааб не любит резких подъемов: запросто можно зацепиться передней юбкой, которая достаточно низко висит, так что мордой вперед забираться на бордюр тротуара все же не стоит, да и слезать назад лучше аккуратнее.
Обзор вперед вполне обширный, но при поворотах на 90 градусов немного мешают широкие передние стойки. Приходится вертеть головой, чтоб заглянуть за помеху. Наружные зеркала большие и удобные с хорошим углом обзора. Мертвые зоны нормально просматриваются благодаря чуть изогнутому изображению по краям зеркал. Так что если краем глаза вы видели, что что-то в зеркале мелькнуло — это не показалось. У меня так пару раз было, поэтому к «внезапному Х6» справа я был готов;) Отмечу, как минус, что наружные зеркала сильно пачкаются, особенно зимой на трассе. Видимо, благодаря своеобразному креплению к кузову (с промежутком между кузовом и коробкой зеркала). Создается поток воздуха, который постоянно забрасывает грязь с дороги на отражающую поверхность и, частично, на стекло водительской двери. То же самое происходит и с пассажирской стороны. При не очень активном обогреве зеркал в Саабе, все это лечится только тряпочкой. Салонное зеркало нормального размера с хорошей обзорностью.
При различных маневрах по дворам или на парковке хорошо ощущается острый и точный руль. К габаритам привыкаешь быстро, хотя я поначалу парковался задним ходом к заборчикам «по звуку». Наверное, это обусловлено еще и тем, что при езде задним ходом мешает задний левый подголовник, который располагается прямо на линии обзора назад (я не умею ездить задним ходом «по зеркалам», мне проще голову повернуть). Такие маневры «по звуку» позволяют еще и эластичные бампера, как на старых Вольво. Сейчас так уже практически не паркуюсь. Уж точно не делаю так рядом с другими машинами — лучше выйду посмотрю, если не уверен. Внешне автомобиль смотрится достаточно гармонично, но все же устаревше: широкие передние фары, мало плавности в линиях, оранжевые стекла поворотников. Но все равно есть в этом какой-то олдскульный шарм, чувствуется «породистая» принадлежность авто и его достоинство.
Эксплуатационные показатели, расходы, ремонт
После приобретения Сааба я заменил все необходимые расходники: фильтры, масла (включая масло коробки), колодки по кругу. Ролики, ремни и свечи менял предыдущий хозяин. Далее, за полгода эксплуатации машины по необходимости или по собственной прихоти менял разные детали, но обо всем по порядку:
Масло в двигатель 2 раза (первый раз сразу, второй раз в «весеннюю смену» в апреле после пробега в 5000км) — 4000р + 800р (2 фильтра) + 1000р работа.
Масло в коробку отдал предыдущий владелец, сколько стоит замена — не помню, но фильтр стоит в районе 300р.
Колодки передние и задние — 800р (передние) + 600р (задние) + 800р вся работа.
Тормозной суппорт передний левый (накрылся сразу при смене колодок) — 2000р (б/у).
По подвеске менял только обе шаровые (скрипели, и то скрипела только одна, поменял обе). Диагностика показала, что остальные элементы подвески все вполне живые. — 800р (обе шаровые) + 800р работа.
Также менял тормозную жидкость и антифриз — не помню сколько что стоит, но в пределах 1000р.
Неожиданно потек поддон картера. При ближайшем рассмотрении выяснили, что предыдущий владелец его где-то «приложил» и трещину замазал холодной сваркой. Видимо, просто пришло время, и он потек. 2000р (б/у) +1500р работа.
Вообще отмечу, что электрика у Сааба капризная: по крайней мере в моей машине если что-то где-то перегорело — обязательно перегорит что-то еще в другом месте. Возможно, это обусловлено еще и тем, что предыдущий владелец много в автомобиле делал сам и не всегда это получалось качественно (проще говоря, «кулибничал»). Из внешней и внутренней электрики еще делал (не все одновременно) всякие подсветочки на дверях по салону, перестала работать «бибикалка» (сделали, но сейчас, временами, она опять отключается, но как-то вполголоса, гудок становится, как, скажем, у Матиза: иногда забавно — едет на большой машине и начинает откровенно пищать: ))), так же делал габариты (и передние, и задние, не горели), противотуманки (не горели), правый поворотник вместе с габаритом (это единый блок, стоит 1500р б/у) — выдуло на трассе потоком встречного воздуха: )), после этого перестали гореть стопы. На все работы по электрике было потрачено около 4000р.
Из собственных прихотей могу отметить переборку музыки — 3000р + родные литые диски Saab — 6500р(б/у комплект) + снятие ГБО — 3500р.
Фильтр салона —400р (кстати, не подошел: )), по ходу он на следующий Сааб, с «узкой мордой»).
Заправка кондиционера — 1600р. С этим тоже есть небольшая особенность: по крайней мере, в Девятитысячник моего модельного года льется хитрый газ R-12, а он не везде есть. Я объездил и обзвонил 5-7 заправочных станций, и только на одной был такой.
Расход моего Сааба в городе составляет 14-16л 92-го бензина на 100км. На трассе — около 12л. Бортовой компьютер врет про расход (показывает гораздо меньше), его надо чаще обнулять, к примеру в пробке, тогда будут реальные замеры. Слегка подъедается масло, но в приделах разумного: 300-500мл на 6000км. Естественно, все зависит от того, как давить на педаль газа. Заливал мягкую промывку инжектора, не помогло: ни быстрее не стал ездить, ни расход не уменьшился. Значит, все в порядке! ;)
В качестве итогового резюме хочу сказать, что не стоит бояться старых иномарок: они делались тогда добротнее, надежнее. Надо только подыскать достойно сохранившийся вариант, ведь все люди разные и за автомобилями тоже следят все по-разному. На выбор б/у иномарки лучше потратить не неделю, а месяц, анализируя и взвешивая все предложенные на рынке варианты. В итоге обязательно найдете достойный Вас вариант, который при минимальных вложениях будет радовать Вас еще долго.
Саабы не любят, когда «запускают» какие-то неисправности — это общепринятое мнение на всех форумах, где обсуждают эту марку. Каждую мелочь надо делать по возможности быстро, дабы потом это не вылилось в более дорогостоящий ремонт. Если вовремя предупреждать или устранять какие-либо неисправности, то Saab прослужит Вам если не вечно, то, по крайней мере, очень долго, и служить он будет верой и правдой, каждый день отдаваясь своему Хозяину всей своей стальной шведской душой.