Сия часть моего мегаувлекательносодержательного опуса о Лэнд Ровере повествует об электронных системах, присутствующих в нем.
Сразу скажу, что систем в нем много, в большинстве своем они призваны улучшить проходимость агрегата. При правильном использовании оных, в сочетании с короткой базой, чумовым дизелем с конским моментом на низах, большим клиренсом 22см и огромными ходами подвески, действительно серьезно выручают. Ключевое слово здесь ПРАВИЛЬНОМ. Неправильное использование этих систем, да-да, вы уже догадались, имеет прямо противоположенный результат. Использование систем, когда вы уже застряли, не дает никакого результата: )
Так вот, правильно пользоваться этими системами учат на ЛендРовер Экспириенсе. Талончик на посещение экспириенса выдают при покупке ЛендРовера. Если вы хоть иногда собираетесь выезжать на бездорожье, то посещение сего вертепа настоятельно рекомендовано! Ключевых моментов из экспириенса я вынес несколько:
Правило трех П — посмотрел, подумал, поехал.
Системы, облегчающие преодоление препятствий, включаются заранее, а не когда уже заехал по самое «не балуйся».
Все более-менее серьезное бездорожье проходится на фиксированной 1 передаче, дабы автомат не вздумал в самый неподходящий момент переключиться на высшую передачу, прервав наш геройский марш бросок.
Засадить можно всё.
Ну а теперь о системах.
Итаааааааак, Террейн респонззз: )
Такой кругляшь на центральном туннеле. Имеет 4 положения. Что делает — меняет настройки автомата, муфты Халдекс, электронной педали газа, антипробуксовочной системы, абс, системы курсовой устойчивости и хрен знает чего еще.
Все, что написано ниже, сугубо ИМХО. Точного описания действия программ нет, потому что это коммерческая тайна компании, которая глубоко засекречена.
Положение Раз — все отключено.
Положение Двазз (Трава-Гравий-Снег) — обозначено красивой снежинкой с чахлой травинкой под ней. Результат включения: демпфирует (затупляет) педаль газа, блокирует Халдекс, подключая полный привод, агрегат начинает стартовать со 2-ой передачи (не уверен), система динамической стабилизации начинает пресекать малейший намек на занос. Очень помогает, когда на дороге снежная каша, едешь как по рельсам, это расслабляет, скорость растет, законы физики никто не отменял, и… одним словом, можно улететь. По такой дороге я ехал от Бреста до Смоленска и привыкнув, что мне можно все, через неделю практически улетел во Владимирской губернии на такой же снежной каше, на скорости глубоко за 100.
Положение Триззз (Грязь-Колея) — обозначено ёлкой и, вы не поверите, колеёй. Результат включения: жестко подрубает задний мост, блокируя Халдекс, отключает антибукс, абс, что-то делает с системой динамической стабилизации, что? Я не понял. Эффект следующий: на раскисшей грунтовой дороге машина начинает вилять хвостом, как голодная дворняга, увидевшая любимого хозяина, несущего аппетитные помои. При этом агрегат хрустит системой курсовой устойчивости и достаточно уверенно прет вперед, выкидывая комья жидкой грязи из под колес.
Положение Четырезззз (Песок) — обозначено кактусом. Результат включения: жестко подрубается задний мост, обостряется педаль газа, автомат удерживает передачи до красной зоны, отрубаются все электронные системы, антибуксы, абсы, стабилизации и тд и тп. Эффект такой: дотрагиваешься до педали газ, агрегат открывая полный газ, прыгает вперед. Программа хорошо работает в глубоком снегу, ну и на песке конечно.
Уфффф про терейн респонззз кажется все.
Следующая электронная система называется HDC (Хилл Десент Контрол), что в переводе с варварского означает — контролёр ползанья по склонам: ) Включается кнопкой рядом с Террейн Респонз.
Основная задача этой системы — не допустить неконтролируемого соскальзывания агрегата со скользкого склона, тем более бокового. Неконтролируемое соскальзывание может привести к переворачиванию агрегата, тарану оным растительности обладающей жесткими стволами, строений, заборов и прочих элементов природы.
Как работает — не знаю, но судя по всему задействованы абс, система курсовой устойчивости, автомат и датчик ускорения/наклона авто. Эффект — подъезжаешь к склону, зажмуриваешься, отпускаешь педали и… автомобиль хрустя тормозами не спеша ползет вниз по скользкому склону. Скорость сползания можно регулировать с помощью кнопочек +/- круиз контроля, расположенных на руле. Так же эта система, в ограниченном виде, работает на высоких скоростях. На скорости больше 80км/ч отключается. Включал я эту систему и на серпантинах Итальянских Альп, дороги у них стремные, особенно после сильных снегопадов, что привело к перегреву тормозов. Ехал с этой системой минут 30. В описании о возможности перегрева честно предупреждают.
Система недопущения отката автомобиля назад (как по-научному не помню) — это когда на очень крутом склоне, для тех, кто в танке, повторяю, ОЧЕНЬ КРУТОМ, нужно тронуться, дожимаешь педаль тормоза, и автомобиль держит тормоза, пока момента не хватит, чтобы тронуться вперед.
Система имитации межколесного дифференциала — включена всегда, конечно она не заменяет межколесный дифференциала на 100%, но агрегат не боится диагонального вывешивания.
Вот вроде все основные системы. Если еще о чем-то вспомню — допишу.