Есть в современном книгоиздании фантастики один непонятный мне феномен. Книг выходит много, появляется множество новых авторов. Как правило, у неизвестного, нового автора первая книга выходит минимальным тиражом. Сейчас он составляет 2-3 тысячи экземпляров. Тиражей в десятки тысяч удостаиваются лишь книги известнейших авторов, таких, в которых издатели уверены, магия имени которых даже не требует особой рекламы.
Но есть из этого правила любопытное исключение. Оно касается серии книг, написанных по реалиям игры S.T.A.L.K.E.R., которые сразу же выходят большими тиражами и постоянно переиздаются. Игра эта, в свою очередь, базировалась на книге братьев Стругацких "Пикник на обочине". Но из-за сложностей с приобретением авторских прав создатели игры имени Стругацких не упоминают, действие там происходит как бы в аномальной зоне, образовавшейся в районе Чернобыльской АЭС. Причем сначала появилась игра, а потом вокруг нее поклонники начали сочинять всякие истории, писать рассказы по мотивам, они публиковались на сайте разработчиков игры, а потом издательство ЭКСМО рискнуло издать эти поделки книгой.
И оказалось, что книги моментально раскупаются. Тогда издательства (сначала ЭКСМО, а затем – АСТ) стали привлекать к написанию книг серии профессиональных авторов, которые были не прочь подзаработать. Иногда эти авторы использовали для книг серии псевдонимы, но в последнее время часто пишут и под своими именами.
Только что прочитал две книги серии, написанные ведущими фантастами России, Михаилом Успенским и Андреем Лазарчуком. Вот как объяснил свой подход к этой серии Михаил Успенский: "История такая. Куратор проекта мне сказал: "Отчего бы тебе не написать такой роман". В нашем КЛФ (клубе любителей фантастики) у одного из участников сын – фанат, собирает все книжки этой серии. Паренек принес с десяток томов, я их изучил и подумал: да, там есть большой простор для фантазии. Тут ведь вот в чем дело: этот мир, мир вселенной S.T.A.L.K.E.R., должен быть как-то социализирован. Он не может все время находиться только в состоянии непрерывной "войны" и сплошных приключений.
Я этот роман предварил эпиграфом из "Книги исторических заблуждений": о том, что каждый третий ковбой был негром, а каждый четвертый индейцем; из револьверов стреляли в первую очередь, чтобы подать сигнал стаду; из двух револьверов палили только новички и идиоты, перестрелок в салунах не могло быть, поскольку порох был дымный и не было видно цели; да и ковбои стреляли довольно плохо, поскольку заряды были дорогие.
В таком же стиле я описал этот мир, он у меня скорее ближе к Клондайку Джека Лондона, нежели к тому зверству, которое практикуется в книгах серии. И этим я хотел показать, что не бывает плохих проектов. В заданных условиях вполне можно сделать хорошую книжку. Причем если мир уже придуман до тебя, ты гораздо лучше в нем можешь ориентироваться.