С 1 января 2012 года в России вступает в силу закон, определяющий новые правила по перевозке пассажиров для водителей частных такси. В частности, таксистов обяжут установить счетчики и зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. За неделю до 1 января Наш корреспондент попытался выяснить, насколько готовы извозчики XXI века работать в новых для себя условиях, и стоит ли пассажирам начинать учить географию.
Что к чему?
Итак, вкратце напомним, какие новшества уготовила рыцарям руля и зеркала заднего вида законотворческая фортуна. Согласно постановлению правительства Республики Хакасия от 23 августа 2011 г. N 556 "Об утверждении порядка выдачи, переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Республики Хакасия... ", каждый гражданин, который желает заниматься частным изво
зом, или в простонародье "таксовать", должен получить в республиканском минтрансе соответствующее разрешение. Выдается такое разрешение в течение 10 дней (плюс пять минут на прочтение названия судьбоносного постановления) и стоит 392 рубля. Разрешение это рассчитано на срок не более пяти лет и предполагает соответствие претендента ряду критериев.
В частности, таксист должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Кроме того, водитель должен иметь в собственности транспортное средство, на котором собирается колесить по городским и проселочным дорогам.
Дальше – каждые шесть месяцев таксисты обязаны проходить технический осмотр, а каждый день, перед выходом на линию, специальное медицинское освидетельствование.
Также водитель должен подтвердить, что имеет стаж работы в такси не менее трех лет или общий водительский стаж – не менее пяти лет. То есть при подаче заявления человек должен предоставить копию трудовой книжки, в которой значится, что отработал в такси уже три года, или показать права, выданные более пяти лет назад.
В каждом такси должен быть в обязательном порядке установлен таксометр, более известный как счетчик. Кроме того, ранее речь шла и о том, что в каждом автомобиле непременно должен быть кассовый аппарат и возможность выдачи кассового чека, однако это не обязательно, если таксист выписывает бланк строгой отчетности.
Существуют и еще несколько требований: таксист обязан иметь в своем автомобиле полное или краткое наименование фрахтовщика (перевозчика), условия оплаты за пользование легковым такси, визитную карточку с собственной фотографией, ну, и адреса всех контролирующих органов.
В общем, должны таксисты достаточно много, а сколько обязаны? Это мы и попытались выяснить.
Куда поедем, брат?
Не то, чтобы следуя намеченному плану, скорее, подчиняясь слепому жребию судьбы, в первую очередь мы отправились общаться с самой отчаянной и непоколебимой кастой таксистов, которых смекалистый русский народ метко окрестил "бомбилами". В Абакане они уже многие годы "бомбят" в районе автовокзала, повторяя методику своих иногородних коллег.
Сразу вспомнилась история: одна знакомая приехала в Омск, соответственно, "привокзальные таксисты" осадили ее, мол, куда поедем, и все прочее. Она назвала адрес, заранее зная, что это находится в пяти минутах езды. Таксисты же поинтересовались, местная ли она, на что девушка сказала чистую правду: нет, не местная. Услышав это, таксист сказал "поехали", но маршрут почему-то выбрал очень странный, как говорится, "во Владивосток через Москву". По приезду "бомбила" с блеском в глазах объявил: 800 рублей. На это девушка без тени смущения заявила: "Уважаемый, если я сказала, что я не местная, это не значит, что я здесь ни разу не была". И, презрительно сунув водителю сто рублей, отправилась восвояси.
Так же и в Абакане: потерял бдительность, "развесил уши" и уже платишь лишние 50-100 рублей.
Первым свободным "бомбилой" на нашем пути оказался представитель национального меньшинства, которое, впрочем, в последние годы устойчиво стремится к большинству.
– Куда едем, братан? – интересуется "земляк" в свойственной им анекдотичной манере.
– До мелькомбината довезете? – спрашиваем, глядя на автомобиль, на котором предстояло ехать, именно "довезете", а не "подвезете".
– Да куда хочешь довезу, если дорогу покажешь, – отвечает таксист, причем насчет "дорогу покажешь" было не особо понятно, шутит он или говорит серьезно.
Оказалось, что стоимость проезда по городу – 100 рублей, грабеж, конечно, но что делать. Итак, поехали. По дороге выяснилось, что разговорчивый "бомбила" носит древнее грузинское имя Звиад. Не назвали ли случайно в честь президента Гамсахурдия, я спрашивать не решился, все ж таки политика – больной для грузинов вопрос. Звиад, хоть и грузин, с акцентом, все, как положено, однако в России живет уже лет пятнадцать, занимался чем придется. Очередным "чем придется" стал частный извоз. У автовокзала работает целая кавказская диаспора, это, наверное, не удивительно, говорят же, что в Париже все таксисты – армяне, а мы что, хуже? Так вот: никаких признаков того, что "вступает в силу закон, связанный с новыми правилами перевозки пассажиров", в машине Звиада, или Звиади, не было даже близко. Ни тебе таксометра, ни тебе визитной карточки, ничего, в общем.
– А нам смысл, братан, что-то оформлять щас, суетиться. Мы посмотрим, как это все будет сначала, что да как, будем работать так же, ну, если прижимать начнут, то тогда счетчики уже поставим себе. Я счетчик, кстати, хотел ставить уже давно, но нам выгоднее так ездить, тем более город небольшой. Ну если давить будут, то поставим, но я щас не побегу его ставить, завтра-послезавтра. Мы тут как работали, так и будем пока, нам что, людей посадил да поехал, – поделился Звиади своим бизнес-планом на первые месяцы следующего года.
При этом таксист заверил, что, несмотря на штрафы, которые, возможно, придется платить, никто из его коллег из этой сферы уходить не собирается.
Такси –
элитный транспорт?
После искрометной беседы с гостем из солнечных долин мы решили узнать, как к "сезону больших перемен" готовятся в крупных фирмах такси. Для этого вызвали машину и, собственно, поехали. Водителем оказался мужчина лет 35 по имени Олег. Почувствовав интерес к своей профессии, он поинтересовался:
– А вы что, в такси собираетесь?
Поясняем, что, прежде всего, нас интересуют больше не сами нововведения, а то, как они отразятся на цене за проезд. На это Олег философски задумался и сказал:
– Ну, вот смотрите, мы сейчас будем оформляться как индивидуальные предприниматели, значит, будем платить налоги, я так посчитал, я буду платить примерно 28 тысяч в год, только налоги. Если бы у нас было, как в Нью-Йорке, то есть ездишь по счетчику, деньги все себе забираешь, то тогда все бы стали оформлять ИП без проблем, а у нас по-другому все – мы работаем на фирму, часть хозяину отдаем, поэтому я не знаю, насколько это выгодно будет нам лично. Плюс посчитайте: мне в год нужно заплатить страховку за машину, дважды пройти техосмотр, а он сейчас с нового года подорожает очень сильно, плюс надо специальную ленту на двери установить, опознавательный знак, что это такси. И сам счетчик вот у меня стоит установить 700 рублей, а на русской машине, например, – 2500 рублей.
Мы сообщаем Олегу, что, по официальной информации, заявления на выдачу разрешения в Хакасии на сегодняшний день подали около ста человек.
– Ну вот и подумайте сами, если будет в Хакасии 50 легальных такси, то повысятся цены или нет? Я думаю, что должны, учитывая все затраты. У нас сейчас, насколько я знаю, 10 машин оформлено, руководство всех заставляет оформлять ИП, звонят каждый день, но если по такому пути идти, то такси попросту закроется, потому что невыгодно будет там работать. В других фирмах что-то придумывают – например, хозяин оформляет все машины на себя, а водители возвращают ему страховку и техосмотр проходят на свои, так еще более-менее выгодно, может быть, будет.
Про техосмотр, вообще, мог состояться отдельный разговор, если вкратце: с нового года его будут осуществлять частные станции технического обслуживания, и цена заметно вырастет.
В общем-то, Олег оказался солидарен со своим коллегой, разговор с которым описан выше, и выразил намерение подождать хотя бы январь, а после этого уже действовать, что называется, по ситуации.
Извозчики отвезут?
После разговора с Олегом мы решили отправиться в соседний Минусинск, чтобы узнать, а как там у них. На вызов приехал автомобиль, за рулем которого сидел молодой человек по имени Александр. По ходу разговора выяснилось, что Александру недавно исполнилось 20 лет, стало быть, после нового года он не будет иметь права работать в такси, поскольку нужного стажа, как ни крути, еще не наработал.
Пользуясь случаем, мы решили попросить у водителя кассовый чек или "бланк строгой отчетности". Услышав такую просьбу, Александр оторопел, во взгляде юноши, мягко говоря, появилось недоумение. Ну, молодо-зелено, можно и не знать про всю эту бухгалтерскую "кухню". А на вопрос, что делать дальше, Александр ответил, в общем-то, то же самое, что и его коллеги: "Да не знаю, пока ничего не оформлял, да и смысл мне, у меня стажа-то нет! Посмотрим, как оно будет, пока по-прежнему буду ездить".
Кстати, будет ли можно ездить лицензированному таксисту, скажем, из Абакана в Минусинск или наоборот, пока непонятно: ведутся переговоры между транспортниками двух регионов на предмет подписания соглашения, которое бы разрешало это делать. Зато совершенно точно можно будут ездить в Туву – такой договор между двумя республиками уже подписан. В минтрансе Хакасии рассказали, что таксисты под конец года начали все же проявлять активность, и если в середине декабря было подано 50 заявлений, то на 22 декабря их стало уже около 120, при том, что около 100 разрешений уже выдано. Естественно, работает "метод кнута": за несоответствие требованиям грозят различные штрафы, которые придется платить не только водителям, но и хозяевам фирм такси. По поводу повышения цен за проезд на такси транспортники Хакасии заявили, что "это зависит не только от объективных факторов, как то: увеличение транспортных расходов, но и от субъективных, как, например, добросовестность самих предпринимателей".
Не хочется ни в чем упрекать суровых тружеников капитализма, колесящих по дорогам Хакасии в поисках лишнего рубля, но, по большому счету, такая формулировка означает, что повышения цен ожидать все-таки стоит.
Кстати, в новогоднюю ночь все таксисты, еще пока по старинке, будут работать по двойному тарифу. В итоге слова из Фонвизина о том, что "еоргафия (география) – наука не дворянская, извозчики довезут, куда скажешь", в современных условиях вряд ли применимы. А посему срочно восполняем пробелы в образовании.