Криминальный мир Хакасии обратил свое пристальное внимание на автомобили еще во времена появления в этих местах самых первых "четырехколесных друзей": архивы за 1920-1922 годы "радостно" сообщают нам, что уже тогда за машинами советских руководителей здесь развернулась если не охота, то "ненавязчивое" внимание к ним было проявлено точно. С тех пор прошел почти целый век. Угоны, конечно, остались. Но теперь сотрудники ГИБДД Хакасии больше озабочены другим — не дать возможности "автомобильным мошенникам" превратить любого жителя республики в неудачника при покупке машины.
Что они для этого делают, помимо своей основной функции – обеспечения безопасности дорожного движения? Об этом интервью "ШАНСА" с начальником МРЭО ГИБДД Хакасии Андреем САРАКВАШИНЫМ.
Удивительная
беспечность
– Меня за много лет службы продолжает удивлять беспечность людей при приобретении автомобиля, честное слово! Казалось бы, это дорогое имущество, люди копят на него годами, мечтают о будущем, советуются... Но как только доходит до непосредственно покупки, вся их осторожность куда-то пропадает!
– Как это выглядит на практике?
– Да очень просто. Основная масса автомашин для перепродажи у нас в Хакасии сосредоточена на авторынке в Черногорске. Наверное, каждый знает это место – кто-то проезжал мимо, а кто-то бывал там неоднократно в поисках "железного коня". Там же, на рынке, работают перекупщики, это своеобразная каста, которая знает тут, условно говоря, все входы и выходы. Таких людей там довольно много. А теперь внимание: на перекупщика при перепродаже ничего не оформляется! Он просто берет ксерокопию паспорта продавца, затем при совершении сделки в паспорте транспортного средства (ПТС) человек расписывается, отдает деньги... И – все! Машина, кому-то принадлежавшая, через посредника продана третьему лицу. Потом счастливый покупатель едет на ней домой или на регистрацию – а тут оказывается, что машина арестована за долги... Человек едет к посреднику (если его еще удается найти), а тот в ответ мнется, мол, я не я и лошадь не моя, я вообще не знал, что машина "нечистая", извини, брат, да, а деньги твои я уже потратил, машину себе купил. Ошарашенный владелец едет к собственнику машины, который указан в ПТС, и получает ответ: а я вообще ничего не продавал, покажите договор купли-продажи, о, да там подпись-то не моя...
Итог всей операции прост: машина продана незаконно, денег уже не вернуть, покупатель...
– Лох?..
– … (красноречиво разводит руками)
– А ездить на такой машине потом все же можно?
– В общем, да. Только ведь в конце концов при тщательной проверке все выяснится – и авто все равно будет изъято по закону.
Советы
покупающему
– Так куда же вы, ГИБДД, смотрите?!
– Дело в том, что ГИБДД Хакасии по закону не имеет права заниматься контролем купли-продажи автомобилей. Это гражданско-правовые отношения между гражданами страны. Мы, инспекция, можем появиться в этой сфере только тогда, когда будет доказан криминал – и то только для того, чтобы все оформить должным образом и передать документально зафиксированный факт мошенничества на расследование.
Поэтому-то мы только предупреждаем: люди, будьте бдительны!
– Что ж, тогда с вас советы. Как быть при покупке машины на все том же черногорском автомобильном рынке, да и вообще в любом другом месте Российской Федерации?
– Начать нужно с главного. Вам понравилась какая-то машина. Походили вы вокруг нее, посмотрели, заглянули во все места, вроде бы все в порядке и все вас устраивает. Но первое, что вы должны сделать, – проверить полномочия продавца, проще сказать, установить его личность. Посмотрите паспорт, прописку, выясните, сам ли это собственник авто перед вами стоит. Нет? Тогда попросите его показать доверенность на право продажи. Опять нет? Он не собственник и не доверенное лицо? Вот тут-то и должна появиться первая настороженность: внимание, перед вами перекупщик!
Второй этап всех мер предосторожности еще более прост. Перед покупкой вам нужно вместе с продавцом заехать в ГИБДД (которая работает, кстати, в субботу-воскресенье) и проверить автомобиль на предмет обременения, проще сказать, "чистый" ли он.
– То есть?
– То есть не находится ли в розыске, не арестован ли за долги, не заложен ли за какой-нибудь кредит. Идеальный вариант при этом – еще и сверить номера агрегатов автомобиля.
– А делается это долго?
– Так в том-то и дело, что нет! В ГИБДД существует ФИС – федеральная информационная система, с помощью которой наш сотрудник за 3-5 минут (разумеется, в порядке очереди, тут уж ничего не поделаешь, придется постоять, подождать, но время того стоит) выяснит все об этом автомобиле, включая также то, "криминальный" ли он, то есть числится ли в угоне.
– И если числится, то что?
– Тогда машину мы попросту не отпустим. Таков закон. Отсюда и вывод: прежде чем платить деньги за понравившееся авто, прокатитесь с продавцом к нам, не отдавайте ему деньги сразу, а то потом, уже после покупки, приедете в ГИБДД проверяться, а уйдете пешком.
Ко мне часто приходят взрослые умные мужчины, разводят руками, чуть ли не плачут, мол, отдали за машину полмиллиона, цены на хорошие авто сами знаете, какие, а сделать-то уже ничего нельзя! Поезд, как говорится, ушел. Причем вместе с перекупщиком.
Я еще раз повторюсь: бояться тут нечего. Приезжайте, потратьте время на проверку, обезопасьте себя сами, не поддавайтесь на уговоры, лишние предосторожности при покупке на много тысяч рублей никому никогда не повредят.
ПТС ПТСу рознь
– На что еще нужно обратить внимание при выборе и покупке автомобиля?
– Особое внимание следует уделять автомобилям, которые привезены в Хакасию на продажу из других регионов. Собственно, все это наши соседи – Иркутск, Красноярск, Томск, Новосибирск и Тува. Нужно обязательно проверить подлинность ПТС, потому что не исключены подделки, как совсем недавно в случае с "Тойота-Камри" 2008 года выпуска – при проверке в ГИБДД Хакасии оказалось, что ПТС – полная подделка.
– Есть ли у вас статистика по таким моментам?
– За 2010 год нам удалось задержать таким образом 14 угнанных машин, 11 из которых числились в розыске в других регионах. 130 машин было обнаружено с поддельными номерами агрегатов, в 22 случаях оказались поддельными документы на право собственности.
– Серьезные цифры...
– А теперь сложите их вместе и прикиньте хотя бы приблизительно, сколько стоит весь этот автопарк, если учитывать, что любая машина в среднем оценивается в десятки и сотни тысяч рублей (а доходит и до миллионов). Если раскидать эти случаи на весь 2010 год, получится, что почти каждые два с половиной дня в Абакане или Черногорске пытаются мошенническим способом продать автомобиль.
– Эта тенденция в Хакасии, на ваш взгляд, будет увеличиваться?
– Смотрите сами: только за январь нового года нами уже зафиксирован один угон, восемь перебитых номеров и два случая подделки документов. Так что ответ на ваш вопрос очевиден: разумеется, да. Автопарк растет. Спрос и предложение на машины в республике есть, и он довольно устойчив.