В трех километрах от знаменитого на весь мир мегалитического сооружения на Солсберрийской равнине, Стоунхенджа, археологи обнаружили крупнейшее поселение каменного века.
Город строителей, где никто не голодал
Судя по всему, это поселение, которое археологи назвали Даррингтон-Уоллс, возникло как раз в то время когда возводился Стоунхендж, то есть в середине III века до нашей эры. Что же за люди жили здесь?
Руководитель раскопок, Майк Паркер Пирсон из Шеффилдского университета, уверен, что Даррингтон-Уолл - город строителей Стоунхенджа. По расчетам археологов, здесь находились одновременно около двух тысяч человек. И люди эти жили в городе временно, постоянно сменяя друг друга. Они не вели никакого хозяйства, продовольствие сюда привозили из других населенных пунктов.
В еде строители Стоунхенджа себе не отказывали. Вот что говорит об этом Майк Пирсон:
- Мы самым внимательным образом обследовали оставшиеся здесь с древних времен кучи мусора. Вот, например, недоеденная бычья нога. Судя по всему, здесь никто не голодал. Ведь голодный человек никогда не выбросил бы необглоданные кости. Отбросы свидетельствуют о том, что в городе довольно часто пировали.
Главе клана - самый лучший дом!
Свой город строители Стоунхенджа обнесли громадным заградительным валом. За каждым участком закреплялась своя бригада, которая вела работу от начала и до конца. В качестве инструмента команды строителей использовали рога животных. Здесь найдено 57 таких самодельных инструментов, и, по мнению археологов, их число совпадает с количеством трудившихся в городе и непосредственно на Стоунхендже строительных бригад, состоящих приблизительно из 200 человек каждая.
Дома в Даррингтон-Уоллсе отличаются друг от друга: в одних жили те, кто побогаче, в других - беднота. Значит, уже в то далекое время в обществе была социальная иерархия. Все дома строились из дерева и имели круглое основание диаметром около пяти метров. Самый удобный и прочный дом принадлежал главе клана, который руководил строительством.
Зимние пиршества
Как ни странно, в окаменевшем мусоре, который изучают археологи, нет обычных для таких поселений орудий труда - каменных ножей, топоров, скребков... Видимо, никакого хозяйства у жителей города не было. А вот свиных и коровьих костей (причем плохо обглоданных) - сколько угодно. Исходя из того, что свиные кости принадлежали девятимесячным свиньям, можно сделать вывод, что особенно многолюдно в городе строителей становилось в январе и феврале, ведь свиньи приносят потомство обычно в апреле или мае. Что же привлекало народ в эти места? Может быть, весной на строительство Стоунхенджа устремлялось население всей Южной Британии, чтобы помочь рабочим?
Археологам удалось установить, что зимой в Даррингтон-Уоллсе устраивали грандиозный праздник, на который его участники привозили тела недавно умерших родственников. После обильного застолья они укладывали покойников в лодки и сплавляли вниз по течению реки Эйвон, прямо к Стоунхенджу. Там мертвые тела сжигали вместе с лодками.
Кстати, около сорока лет назад в этих же краях археологи обнаружили комплекс, напоминающий Стоунхендж, правда, деревянный. В отличие от своего каменного собрата он был ориентирован не на точку заката в зимнее солнцестояние, а на точку восхода. Деревянное сооружение использовалось как астрономический комплекс.