У всех планет, вращающихся вокруг Солнца, свои тайны. Но самая загадочная из них - Венера. Она загорается на востоке яркой звездой в предрассветный час. Вечером сияет на западе. Когда-то, в давние времена, считали, что утренняя «звезда» и вечерняя - две разные планеты. В Древнем Египте их называли Тиомутири и Оуайти, древние греки - Люцифером и Геспером. Гомер в «Илиаде» писал: «Геспер на небе прекраснее всех и светлее».
Ад вместо рая
А еще Венеру называли «сестрой Земли». Она - вторая от Солнца планета, Земля - третья. Венера - самая близкая к нам из планет. По размерам и по массе венерианский шар почти равен земному. Оттого и сила тяжести на Венере примерно такая же, как у нас. Так, значит, и природные условия на планетах-«сестрах» должны быть похожими? Ответить на этот вопрос было чрезвычайно трудно. Густой слой облаков, постоянно окутывающий Венеру, оказался непреодолимой преградой для оптических телескопов.
Полагали, что на Венере - прекрасные природные условия. Французский писатель Бернарден де Сен-Пьер утверждал в конце XIX века, что там настоящий рай! «Представьте, — писал он, — швейцарские горные потоки и зеленые луга. Перенесите их к одному из южных морей. Окружите садами и виноградниками. Поселите там чудесных тропических птиц и вы будете иметь лишь слабое представление о картинах природы на Венере! »
Но вот наступил космический век. На далекую облачную планету опустились советские автоматические станции, которые выяснили, что природные условия на Венере не райские, а, напротив, — адовы! Температура на ее поверхности составляет около 500 градусов Цельсия! При такой жаре вполне могли бы течь свинцовые реки. К этому надо добавить огромное давление в 90 атмосфер.
Кислорода в венерианской атмосфере - не более десятой доли процента. Зато углекислого газа - 97 процентов! И к тому же атмосфера насыщена каплями серной кислоты.
Венерианские дирижабли
Учитывая сказанное, возникает сомнение - удастся ли человеку когда-нибудь высадиться на негостеприимную планету? Задача невероятно сложная. Полет к Венере занимает около четырех месяцев. Затем надо пройти сквозь ее плотную атмосферу и не сгореть при этом. Но самое трудное ожидает землян на самой Венере.
Космические конструкторы считают, что венерианские аппараты с экипажем на борту будут построены в трех вариантах - высотные, глубинные и связные. Назначение первых - летать высоко над планетой в относительно холодных слоях атмосферы. Такие аппараты - аэростаты и дирижабли - позволят изучать Венеру сверху.
Выглядеть венерианские аэростаты будут необычно, например, в виде гигантского бублика. В середине его можно будет разместить ядерную установку для снабжения аэростата энергией. Из такого «бублика» будет удобно стартовать ракетам. Они понесут на Землю результаты научных исследований. Венерианские дирижабли целесообразно снабдить крыльями. Они увеличат подъемную силу этих аппаратов и помогут им маневрировать в плотной атмосфере.
С аэростатов и дирижаблей конструкторы планируют спускать длинные тросы с приборами. За счет этого можно будет проникнуть в нижние, горячие слои атмосферы и точно определить их состав и характер движения.
Можно будет даже коснуться поверхности Венеры, взять образцы фунта и поднять их на борт аппарата. Конечно, трос для этого потребуется длиной в несколько десятков километров. А чтобы он не разорвался под действием собственной тяжести, к нему нужно будет прикрепить промежуточные «воздушные» шары.
Путешествие в аэроскафе
Нелегко создать венерианские дирижабли, но еще труднее - обитаемые аппараты. Их задача будет заключаться в исследовании нижних слоев венерианской атмосферы, летая над самой поверхностью этой планеты, и даже на какое-то время садиться на раскаленный грунт.
В 1930-е годы швейцарский ученый Огюст Пикар и его сын Жак Пикар изобрели аппарат для исследования морских глубин - батискаф, своеобразный подводный дирижабль, способный выдерживать колоссальное давление воды. Венерианские глубинные аппараты - аэроскафы в какой-то мере будут похожи на батискафы.
Морские аппараты не надо охлаждать. В аэроскафе же непременно потребуется иметь мощные холодильные установки и холодильные шкафы. Двигателям и людям нужен кислород, а его на Венере очень мало. Значит, запасы кислорода придется брать с собой или вырабатывать химическим путем прямо на месте.
Высотные и глубинные аппараты будут разделены расстояниями в несколько десятков километров. Для связи их друг с другом понадобятся особые машины небольших размеров, но зато способные к полету на любой высоте и в любых условиях. Они получили название мезопланов - от греческого слова «мезо», то есть «промежуточный».
Летающее острова
Проекты таких аппаратов уже есть. Вид у будущих мезопланов странный. Это какие-то чудовищные остроносые крылатые рыбины. Подобно дирижаблям, корпус мезопланов будет наполнен легким газом и сможет изменять свой объем: при погружении в атмосферу Венеры - сжиматься, при подъеме - раздуваться.
Со временем люди начнут обживать Венеру - первым делом, конечно, те высоты, где температура и давление подходят для жизни человека. Высотный аэростат можно составить из нескольких баллонов - огромных цилиндров, наполненных гелием, а на них положить прямоугольную платформу. На платформе разместят жилые помещения, лаборатории, чаши антенн, научное оборудование, устроят площадки для посадки и взлета связных мезопланов.
А в более отдаленном будущем в небе Венеры появятся настоящие летающие острова - гигантские, диаметром в несколько сот метров круглые платформы, накрытые прозрачным куполом. На платформе можно посеять траву, посадить кусты и даже деревья, а в живописных местах построить дома. Разумеется, потребуются научные лаборатории и своя электростанция.
Такой летающий остров - это аэростат исполинских размеров. Баллоном ему будет служить сам прозрачный купол, заполненный искусственной атмосферой (по составу такой же, как земная).
Преображенная Венера
Жители летающего острова, прибывшие с Земли, будут чувствовать себя вполне нормально. Действительно, сила тяжести на Венере мало отличается от земной, состав воздуха, температуру, давление под куполом можно поддерживать в приемлемых пределах.
Придется позаботиться также о том, чтобы не оказаться во мраке двухмесячной венерианской ночи. Для этого летающий остров должен постоянно двигаться вслед за Солнцем при помощи мощных «воздушных» винтов. Венера вращается вокруг своей оси медленно - один оборот она совершает за 243 земных суток! Так что «угнаться» за Солнцем будет нетрудно. А когда-нибудь, наверное, люди вообще изменят состав венерианской атмосферы, сделав ее похожей на земную.
Каким же образом? Для этого ученые предлагают доставить в атмосферу быстро размножающиеся растения, например, водоросль хлореллу.
Питанием для нее послужит углекислый газ, а хорошим удобрением - соль азотной кислоты, которая, как полагают, в атмосфере Венеры наличествует. Водоросли начнут выделять кислород и в преобразованную атмосферу поступит азот. Согласно расчетам, полное превращение венерианской атмосферы в земную займет около ста лет.