До недавних пор мы знали лишь об одном боксере-профессионале, выходце из Латвии. Юрий Ваулин, выиграв на любительском ринге чемпионат Европы и Кубок мира, стал им 14 лет назад. Но 40-летний Ваулин уже завершил свою карьеру на ринге, которая протекала по другую сторону Атлантического океана – в США.
А 16 июня 2001 года другой юрмальчанин – Элвис Михайленко – стал чемпионом Европы в полутяжелом весе среди профессионалов по версии WBF.
Мировая боксерская федерация (WBF) по своей силе и значимости занимает в профессиональном рейтинге пятое место после таких версий, как WBC, WBA, IBF и WBO. Биться за чемпионский пояс WBF не погнушался даже сам Рой Джонс – лучший боксер современности в полутяжелом весе. Так что два года назад 25-летний Элвис попал в приличную компанию...
– А иначе и быть не могло, – улыбается Михайленко, – потому что я родился в сентябре. Под знаком Девы появились на свет чемпионы мира Джеймс Корбетт, Рокки Марчиано, Леннокс Льюис, Костя Цзю...
...И Юрий Ваулин – это уже добавил я, когда Элвис стал перечислять великих бойцов. Михайленко искренне признался, что не знал этого. Он вообще производит впечатление человека, многим интересующегося, знающего и умеющего слушать и слышать собеседника. И не потому, что ему самому нечего сказать – просто таков стиль его поведения.
Первым наставником Элвиса в боксе стал отец, в прошлом неплохой боец. А в 17 лет он пришел в спортзал к Андрею Долгову, который тогда работал в рижском клубе профессионального бокса «Гольфстрим». В 1997 году Элвис стал чемпионом Латвии. Из 71 поединка победил в 57. Но вовремя понял, что базы для дальнейшего спортивного роста в Латвии у него нет. Хотя он еще что-то пытался сделать на родине – стал даже чемпионом Европы-99 в кикбоксинге.
Дома распухали альбомы, набитые вклеенными фотографиями знаменитостей ринга и их жизнеописаниями, а мечты уводили юрмальского паренька далеко... Новые времена – иные песни: если раньше говорили, что язык до Киева доведет, то теперь путь ищущего свою дорогу пролег в Лондон.
Работавший там друг дал адресок боксерского колледжа Л. Льюиса. И в декабре 1999-го с тремя сотнями долларов в кармане сел юрмальчанин в самолет. Колледж оказался настоящим, только там не требовались новые кандидаты в профи. Славу богу, дали адрес другого клуба. Так и оказался приезжий в Peacock (в переводе – «Павлин» ) – в «конюшне» братьев Энтони и Мартина Боуэров. Тренировались здесь пять-шесть англичан и еще с десяток иностранцев со всего света. Английский Элвис почти не знал (теперь говорит и читает свободно), чтобы прокормиться – работал охранником в ночных клубах, на дискотеках.
Два титула за три года
В марте новичок подписал контракт с клубом, а 18 мая 2000 года провел первый 4-раундовый бой и победил опытного бойца, у которого на счету было уже 17 поединков. Выиграл Элвис и следующий бой, а третий стал причиной его быстрого рейтингового взлета.
– В Ливерпуле я дрался шестираундовик с местной звездой, – вспоминает Элвис. – Он по любителям был чемпионом мира среди юношей, а в профи одержал шесть побед нокаутом в шести боях. Я два раза «ронял» его на пол, но судьи дали ничью: не могли дать победу чужаку, но и признать своего победителем – не совсем, знать, совесть потеряли. Да и зрители в зале аплодировали мне, а не своему бойцу – в Англии умеют ценить настоящее и очень хорошо разбираются в боксе. А так как бой показывало ТВ, это прибавило мне популярности, и я высоко поднялся в британском рейтинге – с 45-го места на 20-е. Следующие четыре победы подняли меня в дюжину...
Профессиональный бокс – это кухня, на которой «варятся» большие деньги. И очень трудно бывает проследить причины и тайные пружины, помогающие взлету одних и падению других. Элвису повезло (хотя пишу это с оговоркой – наш земляк сам сделал все возможное для того, чтобы чудо свершилось): он недолго ждал своей очереди на бой за титул.
28-летний чемпион Европы норвежец Свен Хеймер, из 15 своих побед почти все одержавший нокаутами, искал себе соперника для проходного боя. Ему «подставили» Михайленко, а потом, в силу каких-то обстоятельств, этот поединок стал для Свена официальной защитой титула.
В любителях Элвис слыл драчуном: был напористым, любил атаковать, только падали соперники от его ударов не так часто, как ему хотелось бы. Мне всегда казалось, что этот крепкий парень с тяжеленными мышцами слишком скован, зажат. Но на профессиональном ринге он раскрепостился, и удар у него прорезался в полную мощь. В бою на знаменитом стадионе «Уэмбли» Элвис пять раундов избивал чемпиона, а в шестом рефери остановил поединок. Техническим нокаутом победил Михайленко! Бой транслировали телеканалы ВВС и Sky.
С тех пор прошло два года. Изредка Элвис приезжает в Латвию, и тогда мы обязательно встречаемся, и я расспрашиваю его обо всем. Как и в его последний визит на родину...
– Элвис, у тебя сейчас на счету 14 боев...
– Да. 13 побед (5 нокаутами) и одна ничья.
– Великолепный послужной список, но не маловато ли боев провел ты за три года?
– Важнее то, чего я успел добиться за эти 14 поединков. Я ведь был чемпионом Европы и стал интерконтинентальным чемпионом по версии WBA (одной из трех ведущих в мировом боксе) и в рейтинге занимаю 15-е место.
– А почему «был чемпионом Европы»? Ты проиграл титул?
– После того, как стал интерконтинентальным по WBA, другой титул потерял для меня значение, и я не собираюсь его отстаивать. Но пояс до сих пор у меня. Наверно, нет желающих покуситься на него.
ТВ там правит бал...
– А тебе самому не кажется, что ты редко выходишь на ринг?
– Кажется. Мог бы и раз 20. В моем случае – это проблема промоутера. Энтони Боуэр – прекрасный человек, но у него не все и не всегда получается. В мире профессионального бокса на коне тот, у кого есть контракт с телевидением. Например, «в руках» у промоутера братьев Кличко Питера Коля – все ТВ Германии, у американцев Боба Арума и Дона Кинга – НВО и т. д. Телевидение – это огромные деньги и возможность проводить титульные поединки.
– А если поменять промоутера?
– Я не перебежчик. Боуэр и клуб выполняют все условия нашего контракта. Я уважаю их, они прекрасно относятся ко мне. Когда мною заинтересовался самый маститый промоутер Великобритании Фрэнк Уоррен, имеющий, можно сказать, монополию на британское ТВ, Боуэр согласился остаться только моим менеджером, а промоутерские права передать Фрэнку. Вскоре мы подписываем контракт с Уорреном и, я надеюсь, боев станет больше, да и стоить они будут дороже. Ведь Уоррен в свое время устраивал бои Майка Тайсона в Европе, знаменитых чемпионов Криса Юбенка, Фрэнка Бруно и Насима Хамеда.
– Ты не опасаешься, что Уоррен тебя бросит «под танк» в жажде заработать побольше?
– Боюсь показаться нескромным, но я уже на таком уровне, что сам могу стать «танком» для любого...
У Риги нет таких денег
– Какие-то перемены на родине бросились в глаза за этот визит?
– Жизнь в Лондоне дорогая, но Рига стремительно подтягивается к ней. Разница за четыре года ощутимо сократилась. Не знаю только, так ли у вас выросли зарплаты, как цены.
– Год назад ты говорил, что хочешь провести бой в Риге...
– Желание-то есть. Только денег таких в Риге нет, чтобы организовать его. В Лондоне или еще где-то я выступаю в залах, которые вмещают от 3000 до 12 0.00 зрителей. Обидно, конечно, что в Латвии меня никто не видит. Я за границей выступаю под флагом своей страны. Скажем, наш футболист Пахарь популярен в Англии не тем, что выступает за Латвию, а тем, что забивает голы за «Саутгемптон». Когда выхожу на ринг я, зрители видят наш стяг.
Знаменитости в альбомах Элвиса стали для него живыми современниками: со многими из них он уже обменялся рукопожатиями и сфотографировался на матчах профессионалов. А кое-кто даже поздравляет с днем рождения его дочку Танис, мама которой Инесса Медведская была известной в Латвии художественной гимнасткой и одноклассницей чемпиона. Любимые женщины боксера верят, что когда-нибудь и его фото вклеит в свой альбом мальчишка, мечтающий стать таким, как Элвис, названный родителями в честь рок-певца, а ставший профессиональным боксером.