Последние годы отмечены у нас существенным ростом антиамериканизма. Отчасти этот рост обусловлен возрождением былых советских фантастических опасений того, что США только и мечтают, как бы на нас напасть, как бы нас завоевать. В основном же причины такого роста базируются на реальных нападениях США на некоторые страны и на реальном отношении правящих кругов США и американских СМИ к остальному миру. А каково это отношение, хорошо сказано, например, выдающимся ученым-лингвистом, профессором Колумбийского университета Борисом Гаспаровым («Новая газета» №65 (1383) от 4 сентября): «Америка еще во второй половине 90-х годов заявила о себе как о самой лучшей стране в мире. И проявила немедленное желание учить всех. Если к этому прибавить то, что сегодня пишут в американских газетах, о чем говорят по американскому телевидению, что вообще говорят американцы… В этом видно презрение абсолютно ко всем: немцам, французам, русским, арабам, ядовитое, злобное презрение».
Возможно, в высказывании г-на Гаспарова и есть преувеличения, но, судя по множеству высказываний других людей на ту же тему, эти преувеличения не шибко велики. Соответственно, в большинстве стран мира, а не только в России антиамериканизм весьма распространен, что, разумеется, не позволяет в полной мере реализовывать потенциал взаимодействия США с этими странами.
А не повторяем ли и мы в чем-то американские глупости? Взять хотя бы российско-украинские дела. Здесь нет, конечно, никакого «ядовитого, злобного презрения», но всяких пренебрежительных, некорректных слов и фраз хватает. Страдают этим и наши руководители, в том числе и самого высокого ранга, и уж тем паче подхалимствующие перед этими руководителями электронные и печатные СМИ.
Граждане Украины не в восторге от своей власти, но одно дело самому эту власть ругать, а другое дело — слышать по ее адресу уничижительные слова из заграницы. В таких случаях у нормальных людей возникает стремление защищать пусть плохих, но своих, и появляются недобрые чувства к заграничному государству.
Мы же такие чувства все приумножаем. И здесь не могу не вспомнить нашего знаменитого бойца идеологического фронта г-на Пушкова, как-то высказавшегося насчет «всяких там огрызков». Вряд ли министр иностранных дел Украины В. Огрызко особо популярен у своих сограждан. Но слова Пушкова чуть-чуть популярности министру, несомненно, добавили, а уважения к России чуть-чуть поуменьшили. А ведь у нас объектами хамства, аналогичного пушковскому, нередко становятся и украинский президент, и украинский премьер-министр… Полезно ли это для России? Никоим образом. Не только не полезно, а явно вредно.
То же самое можно сказать и по поводу всяких шуточек относительно государственного языка Украины. Надо все же думать, как могут воспринимать эти шуточки украинские граждане. И тут опять один пример. Любят наши СМИ упоминать какую-то там «незалежность». Нет чтобы по-русски написать — «независимость» или, в крайнем случае, так, как это слово по-украински звучит — «нэзалэжнисть». А то шутят все, шутники… Лишь число сторонников своей страны такими шутками сокращают.
Вот так и получается, что с не нравящихся нам господ американцев мы берем плохой пример, тем самым к распространенному в мире антиамериканизму добавляя еще и антироссийскость. Очень жаль.