Свершилось, наконец свершилось! Но, как обычно, не до конца и с возможными вариантами развития событий. Речь идет о том, что Верховная Рада на очередном своем июльском заседании таки приступила к рассмотрению в первом чтении четырех законопроектов "О налоге на доходы физических лиц".
Заметим, что первый законопроект внесен представителем фракции "Наша Украина" Сергеем Терехиным. Так что инициатива «Нашей Украины» здесь неоспорима. Этот законопроект предусматривает значительную либерализацию условий налогообложения физических лиц.
В частности, предлагается поднять уровень необлагаемого налогом уровня доходов в месяц с нынешних 17 грн. до 120 грн. Согласно представленной в законопроекте шкале, месячные доходы в размере от 120 грн. до 600 грн. облагаются по ставке 10%. Если же ваши доходы в диапазоне от 600 грн. до 6000 грн., то государству вы должны перечислить 15%, а коль свыше 6000 грн. -, то уж будьте так любезны, перечислите целых 25%.
Законопроект предусматривает возможность индексации размеров совокупного налогооблагаемого дохода, определенных в налоговых шкалах и фиксированных в частях налога. Сергей Терехин также предлагает предоставить парламенту право периодического пересмотра значений базовой налоговой шкалы.
Законопроект устанавливает особенности налогообложения отдельных видов доходов, таких как проценты, дивиденды, роялти, выигрыши и призы, а также инвестиционная прибыль. Законопроект также отдельно устанавливает процедуру налогообложения благотворительной помощи.
Второй законопроект внесен Кабинетом министров. Правительство предлагает взимать 10%-ый подоходный налог с доходов до 400 грн. в месяц, 15% - от 400 до 10 тыс. грн., 20% -- свыше 10 тыс. грн.
Кабинет министров предлагает ввести специальные ставки налогообложения для доходов от продажи объектов недвижимости, процентных доходов, дивидендов и роялти, доходы в виде подарков, в виде страховых выплат и в виде негосударственных пенсий.
Правительство предлагает ввести так называемые социальные льготы. Размер такой льготы для всех налогоплательщиков, доход которых не превышает 400 грн. в месяц, предлагается установить на уровне 24 грн. Таким образом, фактически не будет облагаться налогом только доход в размере 24 грн.
Профильный комитет по вопросам финансов и банковской деятельности предлагает принять в первом чтении законопроект, внесенный С. Терехином, и отклонить правительственный законопроект.
Еще в одном законопроекте, внесенном депутатом Виктором Веретенниковым, предлагается более детальная шкала - от 10% до 30% с шагом 5 процентных пунктов. При этом ставка 25% применяется к месячным доходам от 2,5 тыс. грн. до 1250 тыс. грн., 30% -- свыше 1250 тыс. грн.
Еще в одном законопроекте, внесенном народными депутатами Владимиром Бойко и Сергеем Матвиенковым, предлагается ввести единую ставку подоходного налога на уровне 13%; как это сделано в России.
Сейчас ситуацию в этой сфере регулирует декрет правительства "О подоходном налоге с граждан" от 26 декабря 1992 года. В последний раз ставки налогообложения и необлагаемый минимум доходов граждан были изменены указом президента от 21 ноября 1995 года. Согласно ему с месячного дохода от 17 грн. до 85 грн. взимается налог в размере 10%, от 85 грн. до 170 грн. - 15%, от 170 грн. до 1020 грн. - 20%, от 1020 грн до 1700 грн. - 30%, свыше 1700 грн. - 40%. Вот таким образом складывается ситуация, от разрешения которой, если говорить по сути, зависит благосостояние каждой нашей семьи. Чья логика победит, у кого окажется больше аргументов дабы склонить чашу весов на свою сторону - покажет время. Но то, что этот законопроект метаморфизирует в полновесный Закон Украины со всеми вытекающими отсюда последствиями уже в ближайшее время, сомневаться не приходиться. Ведь держава, как говорили в старину, казной приростает. Главное, однако, в этом деле не перегнуть палку. А то снова плательщики налогов начнут в тень прятаться. Ведь, что не говори, в нашем государстве большинству граждан жить в тени спокойнее. Пока. До тех пор, пока государство не перестанет драть с рядовых сограждан три шкуры.