17 августа участницам панк-группы "Pussy Riot", устроившим в феврале скандальную акцию в Храме Христа Спасителя, вынесли приговор. Приговор, который очень многих поверг в изумление. Ну да, грозили девчонкам "без башни" семью годами тюрьмы, ну да, прокурор им запрашивал три. Но в то, что судья действительно упрячет их за решетку, да еще и на два года – в это, в сущности, мало кто верил. Минувшая пятница стала примером того, что локомотив российской судебной системы мчится вопреки дорожным правилам, и не имеющие возможности его остановить простые смертные очень легко могут угодить под железные колеса.
А что о решении Хамовнического суда в отношении акционисток думают наши респонденты? Какого наказания за, безусловно, кощунственную и дикую выходку заслуживают участницы "Pussy Riot"?
Станислав УГДЫЖЕКОВ, кандидат исторических наук:
– Итак, участниц ставшего теперь всемирно известным коллектива приговорили к двум годам реального лишения свободы. Может быть, не всем это известно, но обвинительные приговоры российский суд выносит в 99,6% случаях. То есть оправдывается меньше полпроцента! Если ты попал в жернова судебной системы, то ты будешь измерен, взвешен и получишь судимость в абсолютном большинстве случаев. Трудно себе представить, чтобы часть государственной машины – правоохранительные органы – действительно работали столь эффективно – с таким высоким КПД. Мы же знаем, какого качества услуги нам оказывает государство в любых других сферах: медицина, социалка, дороги, ЖКХ. И качество это далеко от совершенства, мягко говоря. Поэтому в случае почти 100% эффективности следствия и судов, что называется, есть вопросы. Теперь же я, как налогоплательщик, вынужден буду оплачивать содержание под стражей трех здоровых и работоспособных женщин. Мне кажется, что нарушение общественного порядка "Pussy Riot" не заслуживает уголовного наказания. Можно их "молитву Богородице" посчитать административным правонарушением. Но для преступления не хватает оружия, ненависти и сопротивления, что должно быть в уголовной "хулиганке". Государство с одной стороны подкрутило фитилек агрессивности в обществе повыше. А с другой – сделало участниц панк-протеста ("панк" – юродивость, скоморошество по-русски) знаменитыми и потенциально богатыми. Я лишь надеюсь, что мы прекратим дальше двигаться в сторону радикализации и эскалации насилия.
Алексей ДЕМЧЕНКО, иерей Русской православной церкви:
– Ни в коем случае не поддерживаю акцию панк-группы "Pussy Riot", более того, осуждаю ее, но два года тюрьмы для ее участниц – по-моему, очень жестко. Тем более, что молодым женщинам должны были, по идее, дать отсрочку, так как они имеют малолетних детей. Честно говоря, не понимаю тех православных верующих, которые призывают к жестокому возмездию – например, сожжению их на костре. Христианство – это, в первую очередь, любовь и милосердие. Думаю, для "Pussy Riot" достаточно было бы небольших исправительных работ, возможно, при церквях и богадельнях, чтобы девчонкам вправить мозги.
Екатерина ИВАНОВА, дизайнер:
– Молчать и не обращать внимания. Для "Pussy Riot" – это лучшее наказание. Срок в колонии – их цель. Сейчас ситуация критическая и тупиковая. Что бы мы, православные верующие, ни говорили по этому поводу, что бы ни делали, все это может быть истолковано не в пользу церкви. Хотя ее противники напрочь забыли об этике и толерантности. Мадонна во время первых гастролей в России распяла себя на кресте. В этом году она уже на нем прыгала. Буквально на прошлой неделе украинские феминистки спилили крест и пригласили для этого дела фотографа из крупнейшего в мире международного агентства новостей и финансовой информации "Рейтер". Однозначно против христианства идет мощная информационная кампания, если не сказать война. Просто надо грамотнее реагировать на все эти вещи. Знаете, после чего просмотр видео "Pussy Riot" с так называемого "панк-молебна" увеличился? После того, как портал "Православие и мир" написал об этом новость. Кому выгодна эта война, я не знаю. Я простой человек, пальцем в небо тыкать не буду. На сегодняшний день я предпочитаю отстраниться от этой темы. И мне ужасно не нравится, когда ее вновь и вновь поднимают. Вот, например, отдаленному селу Красноярского края наконец-то дали священника. Так ему жить негде – вот это проблема, которую надо решать сообща, поднимать народ, а не муссировать тему "Pussy Riot".
Юрий БИНДЮКОВ, лидер рок-группы "Нищий граф":
– Честно говоря, я до конца не могу определиться со своей позицией в отношении к ним... Как человек, считающий себя православным, их поступок я расцениваю как кощунство. Но, с другой стороны, скажем, семь лет лишения свободы – очень много для них... А штраф за хулиганство – конечно, слишком мало... С диаконом Андреем Кураевым я не согласен – это не скоморошество в любом случае, и уж совсем простить и отпустить тоже нельзя. Тем более, если учесть то, что у них уже нашлись "последователи". Наказание должно быть, но адекватное их проступку.
Надежда СОЛДАТОВА, филолог:
– Я считаю, что два года колонии еэто бред и ересь. Да, оскорбление чувств верующих, да, хулиганство и непотребное поведение в общественном месте, да еще и оппозиционные заявления вроде того, что Путина надо прогнать. Налицо правонарушение, но административное, а никак не уголовное. Они могли помыть гараж-морг, подметать кладбище полгода, я не знаю. Но сажать их! Я в недоумении...
Дуглас ТЕНИСОН, студент Оксфордского университета, практикант заповедника "Хакасский" (Великобритания):
– О "Pussy Riot" я, конечно же, слышал и думаю, что два года для них – это все-таки много. А как можно защитить права верующих в данном случае – даже не знаю. Это очень непростой вопрос.
– С одной стороны, я не одобряю акцию, проведенную девушками, из-за чрезмерного эпатажа. Но, с другой стороны, могу их понять. Я могу понять и то, почему они провели ее не в мечети, синагоге или буддийском храме. Тот раскол общества, который произошел после этой акции, показывает, что проблема отнюдь не в разнице взглядов на современное искусство. Акция показала, что проблема — в срастании светского государства с одной из религиозных конфессий.
Как верующему, мне вообще не очень понятно, что есть оскорбление чувств верующих? Если человек уверен в своей вере, его чувства оскорбить нельзя. Меня уже неоднократно спрашивали о том, что сделали бы буддисты, если бы девушки пришли проводить панк-молебен к ним в храм. Ничего особенного не стали бы делать. Просто вывели бы на улицу. Случаи, когда неадекватные люди пытались творить какие-либо безобразия в дацане, у нас были. По опыту могу сказать, что если верующий не желает раздувать из мухи слона, проблема решается на месте.
Еще менее понятно, как православные, считающие милосердие и прощение основой своей религии, могут заявлять о том, что девушек нужно судить и примерно наказать. Вспомним, что Христос говорил по поводу предстоящей казни блудницы: "Кто здесь без греха, пусть первый бросит в нее камень". И что мы имеем на деле? Нетерпимость и ненависть?
Дон Витальяно делла Сала, приходской администратор католического храма Матери Церкви г. Меркальяно (Италия):
– Свобода слова и самовыражения должны быть первостепенны. Я не вполне согласен с тем способом, который "Pussy Riot" выбрали для самовыражения, но думаю, что они должны иметь свободу выражаться, как хотят. То, что они сидят, — абсурд. Надеюсь, их оправдают, но, учитывая российские реалии, я думаю, что скорее их осудят.
Александр Лысковой, раввин, руководитель московской общины прогрессивного иудаизма "Ле-Дор ва-Дор":
– В этом деле слишком много эмоций для того, чтобы совершилось правосудие. Эмоции мешают отделить семена от плевел. Они могут быть у сторон, но не у судьи, обвинителей и адвоката. Закон должен быть беспристрастен — в этом его задача. В Торе написано, что судья не должен сострадать бедному и не должен бояться богатого. Не бояться и не сострадать — он должен решать то, что находится в его ведении, только на основе закона. Здесь же я вообще практически не увидел закона — ни с той, ни с другой стороны. Обе стороны просто давят на эмоции. Так что самое главное — всем остудить головы и наконец точно сформулировать, в чем состоит нарушение закона. Потому что оно до сих пор плавает — и в ту, и в другую сторону можно подвинуть. И в результате первое впечатление — это неадекватность наказания.