В Тверской области недостатка в земле нет. Зато наблюдается нехватка ее рачительных хозяев. Речь прежде всего идет о землях сельскохозяйственного назначения. Кто-то приобретает такие угодья без определенных планов по использованию, руководствуясь соображениями: "Своя земля карман не тянет, авось пригодится". В результате обделенные вниманием и заботой участки порастают мелколесьем и уже с трудом можно различить их сельхозпрофиль. Налог за такую землю минимальный, и руки до нее не доходят.
Не доходят руки и у многих муниципалитетов, чтобы собрать полноценный земельный налог, который составляет существенный процент в их казне. Как отмечают специалисты отдела доходов областного департамента финансов, еще не во всех муниципальных образованиях ведется максимальный учет всех (не только сельскохозяйственных) земельных участков, находящихся на их территориях, контроль на местах по тому, как используются или не используются земли, слаб.
Данная проблема поразила не только наш регион. По всей стране наблюдаются массовые случаи использования сельхозземель с нарушениями. Для изменения ситуации в конце 2010 года принят Федеральный закон № 435 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения", нормы которого повышают меру ответственности собственников за целевое использование земель.
- Ужесточение требований к использованию сельхозземель должно прежде всего повысить ответственность землевладельца, - комментирует заместитель губернатора Алексей Каспржак. - Земля не должна быть пассивом, и уж если ты покупаешь ее, будь добр - используй по назначению.
Чем же грозит нерадивым хозяевам новый закон? Алексей Каспржак перечисляет:
- Невостребованный участок земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке. Такое произойдет, если сроки простоя земли зашкаливают за 3 года, что приводит к снижению плодородия земель и значительному ухудшению экологической обстановки. На самом деле, желания огульно отбирать землю ни у кого нет. Все стороны в данном вопросе заинтересованы в развитии экономики. Но, еще раз повторяю, хозяин должен нести ответственность за свои владения. Осознать это также помогут административные штрафы за неиспользование сельскохозяйственных земель, возросшие по ФЗ-435 в четыре раза. Плюс к этому в настоящее время рассматриваются изменения в Налоговый кодекс РФ по установлению повышающего коэффициента (от 4 до 10) для исчисления суммы налога по сельхозземле, которая не использовалась как таковая в течение налогового периода. Комплекс таких мер может способствовать более активному пополнению местных бюджетов и увеличению посевных площадей, что чрезвычайно важно.
И цифры подтверждают это. Только по сведениям Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, ежегодно выявляется около 10 % заросших угодий от общего количества земель сельскохозяйственного назначения. Но Россельхознадзор выявляет их в рамках контрольно-надзорных функций, ограниченных планами и наличием обращений. Реальные цифры невостреба гораздо больше.
Крайняя мера - изъятие земель - была прописана еще в Федеральном законе № 101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В прошлом году специалистами отдела земельного контроля Россельхознадзора в Тверской области были созданы прецеденты по изъятию земель сельскохозяйственного назначения у недобросовестных землепользователей. Областным комитетом по имуществу совместно с Управлением были направлены в судебные органы иски на прекращение прав собственности и изъятие сельскохозяйственных земель по 2 хозяйствующим субъектам и 2 физическим лицам. В результате изъято 517 га земли сельскохозяйственного назначения в Рамешковском районе - у АОЗТ "Никольское", АОЗТ "Ильинское", а также у двух жителей Вышневолоцкого и Спировского районов. Теперь права на эти земли у Фонда перераспределения земель, и районы могут ими распоряжаться.
Понятно, что вступление в силу с 1 июля 435 Федерального закона, в котором конкретизирован порядок изъятия и ряд других мер, волшебным образом не сможет изменить наши сельские пейзажи сразу. Однако он должен заметно активизировать местные власти: они получают реальные рычаги воздействия на оборот земель. Логика государства понятна: земельный налог целиком остается в местном бюджете. Поэтому тот, кто желает увеличить налогооблагаемую базу во благо поселения, должен досконально знать, что находится на его территории, в каком состоянии и кому принадлежит. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru