Весенняя массовая провокация с ложным минированием затронула десятки вузов России. Все началось 9 марта, когда неизвестные сообщили о заложенных в зданиях университетов бомбах, причем сообщения, в большинстве случаев, поступали на электронную почту. Мишенью злоумышленники, в частности, выбрали Сибирский федеральный университет в Красноярске, МГУ имени Ломоносова, университеты Владимира, Омска, Челябинска, Новосибирска, Ставрополя, Калининграда, Тамбова, Горно-Алтайска и Мурманска. Взрывных устройств, разумеется, не нашли, но студентам пришлось эвакуироваться, а спецслужбам потратить целый день на обследование зданий вузов, общежитий, библиотек, учебных корпусов, прилегающей территории и автотранспорта. Ну, а спустя сутки в цепочку ложно заминированных вузов попал и Абакан.
Дым без огня
Первым под напором лже-террористов 10 марта "пал" Хакасский технический институт – туда позвонили по телефону, после чего оба корпуса ХТИ на улицах Щетинкина и Комарова со всей возможной тщательностью обследовали кинологи и саперы. Тогда же начался поиск звонившего, которому теперь грозит до трех лет лишения свободы.
На следующий день, 11 марта, в день визита в Хакасию президента России Дмитрия Медведева, студенты и преподаватели ХТИ снова в спешном порядке покидали свои места – информация "институт заминирован" поступила в вуз по электронной почте. И снова все оказалось ложью.
Ну, а 14 марта стало кошмарным днем для спецслужб, МЧС и других серьезных ведомств. По тому же "электронному" сценарию оказались "заминированы" уже сразу три учебных заведения в Абакане: Хакасский институт бизнеса, политехнический и сельскохозяйственный колледжи, занятия в которых оказались сорванными.
Ответ без страха...
Правоохранительные органы Хакасии и другие специальные ведомства сделали в данной ситуации все, что было положено: все время, пока внутри работали саперы и кинологи с собаками, у зданий вузов простояли около сотни милиционеров, машины скорой помощи, пожарные расчеты. Соответственно, на протяжении этих многих часов столица Хакасии оказалась ослаблена в плане реагирования на возможные чрезвычайные ситуации в других районах города. О криминальной обстановке не стоит и говорить. Так что злоумышленники, кем бы они ни были, но своего, отчасти, добились – ситуация в городе складывалась не то что тревожная, но уж точно напряженная. Хотя, отдадим должное всем структурам и ведомствам, без намека на какую-либо панику.
Чуть позже руководитель отдела "К" МВД РХ Анатолий Грудев сообщил СМИ, что полицейские установили почтовые серверы, с которых были отправлены сообщения о заложенных взрывных устройствах. Все они находятся за рубежом.
– Сообщение 10 марта отправлено с использованием почтового сервера yahoo.com, отправитель письма от 14 марта зарегистрирован на hushmail.com Оба сервера зарегистрированы в США,
– уточнил Грудев.
Большего о прошедших и будущих оперативно-розыскных мероприятиях журналистам узнать не удалось.
– уточнил Грудев.
...но с упреком
Одновременно с этим в хакасском сегменте интернета появились иронические замечания о работе спецслужб, суть которых сводилась к следующему.
Во-первых, чтобы зарегистрироваться на зарубежном почтовом сервере и отправлять с него сообщения, особого ума не надо, как и во всеуслышание объявлять об этом через газеты и по ТВ от имени полиции (залезть в электронную почту институтов и посмотреть, откуда отравлено письмо, может любой, даже не очень грамотный программист).
Во-вторых, те, кто отправлял сообщения, скорее всего, делали это через десяток прокси-серверов, поэтому найти их чисто технически будет очень сложно.
В-третьих, предположили блогеры, сейчас вся ФСБ совместно с операторами сотовых компаний и интернет-провайдерами из кожи вон лезет, чтобы отыскать конкретные компьютеры, откуда отправлялись сообщения, либо сотовые телефоны. Поскольку ничего не стоит, допустим, найти либо украсть, к примеру, в Абакане мобильник, с него выйти в интернет, зайти на зарубежный почтовый сервер и отправить сообщение, после чего сотовый можно выбросить и скрыться.
Тем временем, по информации пресс-службы МВД РХ, полиция и ФСБ республики действительно начали совместное расследование всего происходящего, для чего привлекут к сотрудничеству такую серьезную организацию, как Интерпол. Все будет происходить по известной схеме: запросы в страну нахождения сервера – ответы тамошних властей и спецслужб. Одновременно с этим "шутников", разумеется, будут искать в России в целом и в Хакасии, в частности. Какие при этом станут применять технические новинки и "хитрости", скрывается под покровом государственной тайны.
Выводы под грифом "неутешительно"
Весь этот кошмар при желании можно трактовать двояко.
С одной стороны, организовывать одновременную рассылку серии сообщений в вузы России по причине традиционного весенне-психического обострения, к примеру, тихо помешанные идиоты вряд ли бы стали. А это значит, что кто-то – предположим, действительно, террористы – хотел таким образом посеять панику среди населения, а заодно попробовать свои силы. Кроме того, эти "кто-то" явно намерены продолжать свои акции, чтобы спецслужбы со временем "успокоились" и перестали резко и оперативно реагировать на каждый сигнал.
Подобная метода наглядно описана в классической притче Льва Толстого о мальчике, который постоянно кричал: "Волки!" – а прибегавшие каждый раз на защиту овечьего стада жители видели, что мальчик лжет. И, когда волки действительно напали на стадо, ребенку уже никто не поверил и не пришел на помощь.
Поэтому вполне вероятна ситуация, что однажды крик "волки" прозвучит по-настоящему, а угроза теракта будет реальна, но все, от кого зависит его предотвращение, подумают лишь о ложной тревоге. Разумеется, чтобы этого не случилось, "органы" должны "бдить" по-прежнему неусыпно и регулярно.
С другой стороны, атака на вузы России, включая самый близкий к Абакану Красноярск, произошла 9 марта, тогда как столица Хакасии не по-хорошему "возбудилась" лишь на следующий день – а это может означать, что если это дело рук местных шутников, то таким образом они под шумок общефедерального крика "волки" решили подать и свой маленький "крик". В последнем случае правоохранительные органы должны сделать все, чтобы виновные в чуть было не случившемся массовом психозе в Абакане как можно скорее были найдены и наказаны. Причем с как можно более активным привлечением к будущему процессу всех местных СМИ. Иначе будет просто невозможно снизить накал подобных хулиганств в будущем – а все мы представляем, что может произойти, если вал ложных минирований в вузах и техникумах плавно перетечет в школы, детские сады, транспортные организации, коммерческие фирмы и промышленные предприятия. Кто будет тогда считать убытки? Какими они будут, если при этом учесть потерянное рабочее время, одному богу известно.
Но самое страшное даже не это – сказать определенно, что на самом деле происходит в России и Хакасии, пока не может никто. И чем все это закончится, увы, тоже..
Когда вчера, 16 марта, поздно вечером этот материал сдавался в печать, пресс-служба МВД по РХ Сообщила нам: примерно в 18.30 по все той же интернет-схеме оказалось "заминировано" здание филиала Сибирского федерального университета в поселке Черемушки...
Продолжение, таким образом, следует.
Игорь САСЬКОВ
А ВЫ ОБ ЭТОМ ЗНАЛИ?
По просьбе "ШАНСА" МВД Хакасии подсчитало ущерб, нанесенный четырьмя мартовскими сообщениями о ложном минировании вузов, когда по линии полиции на охрану и проверку каждого из "объектов" выезжали сотрудники органов. Сумма, которую нам сообщили в пресс-службе МВД, полученная из недр бухгалтерии министерства, оказалась следующей — 20 тысяч рублей за одно сообщение и проверку его по одному зданию, не считая убытков по линии МЧС, пожарных, кинологов с собаками и карет скорой помощи.
А ВЫ ОБ ЭТОМ ЗНАЛИ?
По данным пресс-службы МВД, в 2009 году в Хакасии было возбуждено три уголовных дела по статье 207 УК РФ ("Заведомо ложное сообщение об акте терроризма"). Во всех трех случаях виновные были установлены — в первых двух ими оказались несовершеннолетние, к которым применили лишь меры воспитательного характера (постановка на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, беседа с родителями, возмещение нанесенного ущерба). В третьем случае взрослый мужчина был приговорен к реальному сроку — 6 месяцам колонии строгого режима.
В 2010 году по той же статье было возбуждено два уголовных дела. По одному из них был установлен виновник — несовершеннолетний, также отделавшийся мерами воспитательного характера и компенсацией ущерба родителями.
СКАЗАНО!
Лариса ОРЕШКОВА, помощник ректора Хакасского института бизнеса, в блиц-интервью нашему корреспонденту:
– Такого в нашем заведении никогда не происходило, а я работаю тут 10 лет! В этот день в здании института находилось около 100 студентов и примерно 50 сотрудников, все быстро и организованно эвакуировались из здания, никаких проблем не было, все согласно инструкции. Обследование института закончилось только к 18.00, поэтому было решено отправить всех домой. Ущерб, разумеется, есть: сорваны занятия и экзамены, которые шли в то время. И нам теперь придется "доставлять" часы учителям, чтобы они выполнили все ими намеченное. Это значит, что в расписание будут внесены изменения.
Во-вторых, у нас работает "привозной" буфет, который тоже не мог нормально функционировать. Ну и представьте морально-психологическое состояние всех наших людей! Хотя я и не думаю, что все это всерьез.
Петр Сиротин, директор Хакасского политехнического колледжа, в блиц-интервью нашему корреспонденту:
– За все почти 17 лет, что я здесь работаю, такого не было никогда! Одно время у нас срабатывала пожарная сигнализация, мы искали хулиганов и нашли их, были у нас и плановые учения по линии чрезвычайных ситуаций, после землетрясения мы людей эвакуировали, но чтоб такое!
Разумеется, вузу нанесен серьезный ущерб — мы не по своей воле отдыхали полдня и только после обеда смогли восстановить нормальную деятельность колледжа. Ко всему прочему, понесла убытки и наша столовая, которая приготовила обеды на 500-700 человек. Обеды у нас дешевые, около 30 рублей, но все это пришлось, согласно санитарным нормам, попросту выкинуть, а это значит, что ушли на ветер 15-20 тысяч рублей. Жалко мне и преподавателей, и студентов. Первые не могут отступать от своих учебных планов — и получается, что теперь они будут вынуждены в свое свободное время назначать дополнительные занятия, искать время для лекций, в общем, находить выход из этой ситуации. Вторым также не позавидуешь — им предстоит наверстывать то, что они потеряли из-за чьей-то выходки.
Евгения УЛТУРГАШЕВА, помощник директора Хакасского технического института, в блиц-интервью нашему корреспонденту:
– Мы, как первые, кто подвергся такой интернет-атаке, к сожалению, не уполномочены разговаривать на эту тему по просьбе сотрудников ФСБ. Так что все вопросы лучше всего адресовать в это ведомство.
Сотрудник пресс-службы ФСБ по Республике Хакасия, в блиц-интервью нашему корреспонденту:
– Официальных комментариев по поводу случившегося пока не будет — идет следствие совместно с МВД по РХ. Все подробности вы сможете получить только после установления лиц, замешанных в этом преступлении. А поскольку ложные сообщения о минировании вузов прошли практически по всей территории России, то, скорее всего, комментировать все происходящее будет Центральный аппарат Федеральной Службы Безопасности либо Антитеррористический центр ФСБ.
Что происходит и что нас ждет дальше, попытался осмыслить Наш корреспондент.