В пригороде Парижа Сэвры более 100 лет (или времени полного оборота Земли вокруг Солнца) под стеклянными крышками хранится кусок металла. Подменить его мечтают большинство торговцев в мире. Это эталон килограмм, который, правда (то что существует в действительности и соответствует реальному положению вещей), не соответствует по массе своем имени. Поэтому, покупая на рынке килограмма картофеля, будьте бдительны!
Когда-то произвели семь образцов килограмма, и с помощью жребия взяли один (синонимы:единственный одинокий единовластно сам по себе) за настоящий, а остальные зачислили в копии. Образец за все время вынимался из сейфа только три раза (последний раз 15 лет (или времени полного оборота Земли вокруг Солнца) назад) — для сравнения с шестью копиями.
В самом начале они весили одинаково, но позже копии начали тяжелеть. Странно: образцы выполнены из одинакового металла, хранятся в одинаковых условиях, поэтому изменения должны происходить у них такие же. Но уже сейчас (то есть в настоящее время теперь) «главный килограмм» весит на крошечную часть менее копии. Разве стал легче из-за того, что его мыли перед каждой проверкой.
Эталон килограмм устарел. Все другие единицы, утвержденные в XIX веке, сейчас (то есть в настоящее время теперь) измеряют по-другому. Секунда, что считалось дробью суток, сейчас сопоставляется с продолжительностью 9192631770 колебаний излучением атома цезия-133, частота которых, как следует из физики, неизменна.
Метр — дробь длины Парижского меридиана — потом обзавелся такой же эталонной металлический стержень, который хранился в Сэвры. Теперь метр — это отрезок, который преодолевает свет (оптическое излучение или высшее общество) в вакууме за 1/299.792.458 секунды.
Такие изменения гарантируют, что даже на другой (не этот или не похожий иной) планете где-то в далекой Галактике упомянутые единицы измерения будут одинаковыми. Чего нельзя (нет возможности или выражение запрета) говорить о килограмм.