Начальник отдела криминальной милиции по делам детей, капитан милиции Дмитрий Зиненко:
Начальник отдела криминальной милиции по делам детей, капитан милиции Дмитрий Зиненко:
«Жестокость преступлений, совершаемых детьми, порой удивляет даже опытных сотрудников правоохранительных органов»
Подростковая преступность всегда вызывает особое отношение общества. И не всегда, узнав о правонарушениях, в которых замешаны дети, можешь сразу разобраться в своих чувствах и эмоциях. Чего больше – негодования или жалости по отношению к виновному. В любом случае детская преступность – это лакмусовая бумажка отношения социума к проблемам детей в нашем государстве. 8 июля свой профессиональный праздник отмечают сотрудники криминальной милиции по делам детей. Уже шесть лет соответствующее отделение в Бердянском ГО УМВД возглавляет Дмитрий Зиненко.
– Дмитрий Владимирович, изначально разрешите поздравить Вас с наступающим праздником. Какова на сегодняшний день ситуация с детской преступностью в Бердянске?
– Стоит отметить, что в нынешнем году ситуация в этой сфере стабилизировалась. И что особо радует – в совершении тяжких и особо тяжких преступлений за шесть месяцев дети замечены не были. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года количество преступлений, совершаемых детьми, снизилось на 46 процентов. Будем надеяться, что такая картина будет сохраняться и в дальнейшем.
– С чем связаны такие тенденции?
– В последние годы сотрудники нашего отдела совместно с другими смежными службами проводят огромную профилактическую работу. К тому же начали действовать некоторые государственные программы, что в совокупности и дает положительные результаты.
– Какие дети, главным образом, входят в так называемую «группу риска»?
– В основном это дети из неблагополучных семей. Жизненные неурядицы подталкивают их уже в совсем нежном возрасте к тому, что деньги и какие-то вещи приходится зарабатывать нечестным путем.
К тому же зачастую налицо пример родителей. Пару лет назад одним из моих подопечных был подросток, у которого мать умерла, а отец отбывает пожизненное наказание в местах лишения свободы за совершение 18-ти (!) убийств, кажется, в Винницкой области.
Мальчика неоднократно задерживали и приговаривали к условным срокам. Он откровенно и говорил: «Мой отец сидит, и я тоже хочу в тюрьму». И в итоге сейчас он там и находится. Следователи доказали, что на его счету 16 краж с проникновением.
Но не так редко случается, что на преступления идут дети из благополучных и даже очень хорошо обеспеченных семей. Делают это с целью привлечь внимание родителей. К примеру, отец – бизнесмен, мать – постоянно на работе. Ребенок в любой момент может подойти и попросить у них несколько сотен гривен на расходы. Ему их без проблем дают – лишь бы только отвязался. Видя такое отношение, он идет на улицу и ворует кошелек со 100 гривнами, которые может тут же и выбросить. Но хоть так он может как-то привлечь к себе внимание родителей.
– С детьми какого возраста Вам, главным образом, приходится сталкиваться?
– В среднем 14-17лет. Но есть случаи, когда в преступлениях оказываются замешанными дети 7-9 лет.
Уголовная ответственность применяется к гражданам Украины, достигшим 14-летнего возраста. Но возбуждать дела согласно закону могут уже в отношении 11-летних детей. И там, уже в зависимости от тяжести преступления, возможны наказания от передачи на поруки до отправки в спецучреждения социальной реабилитации.
Но во всех случаях к ответственности за невыполнение родительских обязательств привлекаются взрослые. В основном это административные наказания, но в некоторых случаях родителям грозит и уголовная. Все зависит от тяжести совершенного преступления.
– Объединение ОВД города и района означает, что теперь в Вашей компетенции и расследование преступлений, совершаемых городскими детьми, и в отношении детей в селах. Как ситуация обстоит там? Уже интересовались?
– Естественно. Ситуация специфическая. Хочу отметить, что в районе подчас творятся дела куда более серьезные, чем в городе.
Дело в том, что многие неблагополучные семьи постепенно перебираются жить в села. Дом в районе можно купить за 1000 у. е. Тогда как квартиры в Бердянске оцениваются в несколько тысяч долларов. На остаток от такой сделки можно прожить некоторое время. Вот часть людей, нежелающих работать, и переезжают туда. Образ жизни при этом сильно не меняется. Следовательно, проблемы, существующие в Бердянске, просто переносятся в села.
В городе каждый подобный случай вызывает резонанс и привлекает большое общественное внимание. Вспомните хотя бы случай с похищением трехлетней девочки из домо-владения на Лисках ранее судимым жителем города – какая была проведена работа среди населения, об оперативных мероприятиях я уж и не говорю. Это позволило нам его задержать в течение суток. А совершённое в одном из сел изнасилование полуторагодовалого ребенка едва не осталось незамеченным. И если бы не сотрудники милиции, виновный мог бы избежать наказания.
– В чем особенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними?
– Структурно статистика преступлений, совершаемых взрослыми и детьми, почти никак не отличается. Преобладают имущественные правонарушения, процентов 90 от общего числа виновных – представители сильного пола.
Но детские преступления порой отличаются необъяснимой жесткостью, которая поражает даже опытных, видавших всякое сотрудников милиции.
Вспомните случай, когда несовершеннолетние забили до смерти Сашу-баяниста из-за полутора рублей. Подобное ранее случилось и в нагорной части города. Четверо подростков избили двоих мужчин. Один выжил, а другой скончался на месте из-за черепно-мозговой травмы. Спрашиваем – зачем? Отвечают – да вот выпили, завязались и били чем угодно и по чем угодно, пока жертвы не переставали двигаться.
– То есть с детьми работать тяжелее?
– До работы в отделении криминальной милиции по делам детей я работал со взрослыми. Поэтому могу сравнивать поведение преступников разных возрастов. Отмечу, что вести диалог с детьми гораздо сложнее. Несформировавшаяся, неустойчивая психика, отсутствие логического мышления приводят к тому, что иногда ты вообще не знаешь, как с ними беседовать. Ребенок по непонятным причинам начинает плакать, кричать… И, как правило, дети много врут. Если взрослый человек, а особенно, у которого есть криминальный стаж, попавшись на правонарушении и взвесив все за и против, начинает все рассказывать, набирая перед судом факты, смягчающие наказание, то ребенок все отрицает. Путается во лжи, и даже когда несколько человек видели, как он брал чужую вещь, потом определенное время ей пользовался – стоит на том, что ни в чем не виновен, а весь мир его оговаривает.
– Вы уже неоднократно подчеркивали, что одними из основных причин детской преступности являются взрослые. Как, в основном, ведут себя родители, когда узнают, что их чадо оказалось замешано в криминальной истории?
– По-разному. Одни стараются и лично принять меры, чтобы подобного не допускать впредь, пытаются решить вопросы с пострадавшей стороной.
Другие полностью открещиваются от существующей проблемы, кричат, что его ребенок самый лучший и все его просто оговаривают. Есть и такие, что сами вовлекают в преступные замыслы. Но, как показывает практика, только правильные выводы и меры позволяют избежать рецидивов. Безнаказанность и «решание» влекут за собой новые правонарушения.
– Что конкретно Вы бы могли посоветовать родителям в этой связи?
– Каждый ребенок нуждается во внимании взрослых. Правильные жизненные примеры и привитие социально ценностных идеалов во многом обеспечивает то, что дети даже не задумываются о чем-то противоправном.
Но в любом случае внимания много не бывает. Поэтому интерес к делам, переживаниям ребенка никогда лишним не окажется.
Я приведу такой пример. В начале 2012 года к нам обратилась мама одного из учащихся бердянских школ. Ее ребенок начал сильно худеть, поведение изменилось, стало порой совершенно необъяснимым. Мы поговорили с мальчиком, и у меня закралось сильное подозрение, что он употребляет наркотики. Это мнение подтвердили и дальнейшие наркологические анализы.
Последовавшие личные беседы позволили выйти на сеть, которая действовала в бердянских школах. Мы провели восемь контрольных закупок и вышли на ее организаторов. Все это – результат бдительности матери. Кто знает, скольких детей и сколько семей она спасла от подобных проблем.
Сам ребенок прошел курс лечения и никакой ответственности не понес. Поэтому родителям не стоит бояться обратиться за помощью, если возникают какие-то нехорошие предположения (Адрес: улица Розы Люксембург, 5, каб. 326).
– Кстати, о проблемах преступности в школах. Присутствуя на еженедельных брифингах в ГО УМВД, довольно часто приходилось слышать о разного рода происшествиях в учебных заведениях. Это вызывает вопрос о необходимости охраны в школах. Каково Ваше мнение по этому поводу?
– Однозначно положительное. Но, к сожалению, пока эта практика в Бердянске не приживается. Хотя в этом вопросе есть полное понимание со стороны заведующей городским отделом образования Натальи Кондратюк. Не поддерживают идею прежде всего родители. Хотя, как по мне, вопрос нескольких гривен в месяц стоит безопасности пребывания их чада в школе.
Опять же случай из недавней практики. В одной из школ выломали дверь в кабинете и похитили оттуда личные вещи учительницы, мобильный телефон, деньги классного фонда. Директор школы ревностно доказывала, что на входе сидит очень бдительный вахтер, никто из чужих не заходит и преступление – дело рук кого-то из своих.
В итоге мы вышли на злоумышленника. Им оказался наркоман, которые беспрепятственно прошел в школу, там же укололся и совершил кражу. В ходе следствия выяснилось, что он таким же образом постоянно заходил в учебные заведения, а на его счету еще три преступления, совершенных в школах.
Подобные эпизоды красноречиво свидетельствуют, что охрана в школах необходима. И если финансирование не предусмотрено в бюджете, то об этом стоит позаботиться родителям. Без пафоса – дети наше с вами будущее. Автор: Виктор КОВАЛЕНКО