Единственным убийцей борца за гражданские права темнокожих американцев доктора Мартина Лютера Кинга был признан Джеймс Эрл Рей. Однако без ответа остались вопросы о возможных его сообщниках.
В Америке 60-х годов Мартин Лютер Кинг был наиболее влиятельным борцом за гражданские права. Темнокожий священник - именно это одну часть общества привлекало к нему, а другую озлобляло, - Кинг родился в Атланте, штат Джорджия, 15 января 1929 года. В восемнадцатилетнем возрасте он получил сан священника и служил пастором в баптистской церкви в Атланте.
Впервые молодой пастор привлек к себе широкое внимание в связи с движением за гражданские права в 1956 году, когда он возглавил массовые марши протеста против действий расистов в штате Алабама.
Мартин Лютер Кинг был высокообразованным человеком, который видел в расовой сегрегации самую острую нравственную и социальную проблему в Америке. Он стал организатором сидячих забастовок и несколько раз подвергался аресту, когда сам нарушал законы, которые он считал дискриминационными.
20 сентября 1958 года была совершена первая попытка покушения на жизнь Мартина Лютера Кинга. Он был серьезно ранен, когда какая-то женщина бросилась на него с ножом на одной из массовых манифестаций в Нью-Йорке. После выздоровления чернокожий пастор организовал и провел многолюдный марш на Вашингтон в поддержку нового законопроекта о гражданских правах.
В 1964 году этот документ был одобрен и принят Конгрессом США. Роль Мартина Лютера Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, уничтожившего остатки расовой дискриминации в Соединенных Штатах, была отмечена Нобелевской премией мира. В ту пору чернокожему священнику из Атланты было всего 35 лет, и он стал самым молодым лауреатом этой престижной премии.
Документ о гражданских правах стал законом, общественная деятельность Кинга заслужила всеобщее признание, но его борьба против расовых предрассудков в сознании людей продолжалась. Кинг многого достиг, но его проповедь ненасильственных действий казалась недостаточно радикальным средством в глазах многих граждан, которые не хотели мириться со своим второсортным положением в Америке. К негритянскому пастору настороженно относилась значительная часть белого населения, особенно в южных штатах.
Там издавна считалось, что превосходство белых над черными узаконено самим Богом, и это право теперь пытался отменить некий негритянский проповедник...
4 апреля 1966 года доктор Кинг решил организовать марш в поддержку бастующих рабочих города Мемфиса. Утром он произнес проповедь, в которой говорил и о том, что понимает, какой опасности подвергает свою жизнь.
«Когда-нибудь мы все начинаем трезво думать о своем последнем земном дне. Мы все волей-неволей задумываемся об этом, и время от времени я тоже думаю о собственных похоронах. Но не думаю об этом как о чем-то ужасном. И время от времени я спрашиваю себя, что бы я хотел сказать, что оставить в память о себе. Ведь денег у меня нет, так же как нет и роскошных вещей. Единственное, что я могу сделать, это оставить вам свою жизнь».