Под звуки ее голоса стены словно исчезают, и открывается другой мир — подлинный, чистый, и сам ты потом еще долгое время остаешься другим, изменившимся. «Серебряный колокольчик», раздающийся в пении Татьяны Николаевны Бастаевой, не дает покоя и вдохновляет многих поэтов, музыкантов и даже художников.
Татьяна умеет заговаривать сцену, как заговаривают землю, чтобы плодоносила. Сцена под ней распускается, дает такой урожай, что все уходят в счастливом сытом оцепенении.
Любой дар тем больше, очевиднее и невероятнее, чем меньше «заморачивается» на нем носитель дара. Для Татьяны Бастаевой жить и петь вещи неразделимые, чистый фотосинтез; вот потому на своих концертах — моноспектаклях она и производит чистейший, горный кислород — это вообще в природе деревьев и цветов, ничего сверхъестественного.
— Опера — элитное искусство. Но если ее понять, прийти подготовленным, нет ничего более красивого. И тысячу раз не правы те, кто утверждает, что опере и театру немного осталось. Живое искусство будет существовать до тех пор, пока будет существовать человек. Нет ничего интереснее и прекраснее рождения. Музыка это не то, что ты там на пианино играешь или записываешь, все твое состояние — это и есть музыка…
Твери повезло стать родным городом для талантливой певицы совершенно случайно. Судьбу, как у нас в стране это и бывает, решил квартирный вопрос. Татьяна приехала служить в Московский музыкальный театр из Краснодара, а в Тверь поехала с подругой за компанию. За компанию и спела, покорив всех присутствующих удивительным сопрано…
— В Москве мне предлагали комнату, а в Твери удобную квартиру. Я в первую очередь думала о дочке, с которой приехала. Так я оказалась солисткой Тверской филармонии и ни разу не пожалела об этом. Успех не зависит от территориального местонахождения. Он зависит только от труда, работы над собой, неспокойствия. Как только человек думает, что всего достиг, у него перестает получаться даже то, что он умел.
20 лет из 25, что Татьяна живет на тверской земле, она солистка, создатель и режиссер «Театра камерной музыки». Творческому дуэту двух тезок — солистки Татьяны Бастаевой и Татьяны Боярской уже 20. И все эти годы талантливые женщины неразлучны. Пикантность их творческому союзу и женской дружбе прибавляет то, что Татьяна Боярская — свекровь Татьяны Бастаевой. Да, да, вы не ослышались. Опровергая все законы жизни, свекровь и невестка долгие годы преданно дружат, вместе создавая удивительные музыкальные спектакли для своих зрителей.
— Важно ли, каким человеком является творческая единица?
— Действительно имеет значение только то, какой личностью ты являешься, только в этом случае и важно, добился ты успеха или нет. Важно четко понимать, что ты из себя представляешь на самом деле. А успех — сегодня он есть, а завтра о тебе никто не вспомнит. Надо быть собой и быть на своем месте. А когда человек пытается сесть не в свои сани, это очень смешно выглядит.
— Говорят, что каждый актер рожден для одной роли (певец для одной партии), вы с этим согласны?
— Ни в коем случае. Актер на то и актер, чтобы перевоплощаться, чтобы каждый раз быть новым, всем нутром проникать в образ.
— Ну а любимая партия из тех, которые удалось исполнить, существует?
— Конечно. Опера Джузеппе Верди «Риголетто» — партия Джильда.
— Бывает ли так, что погружение в образ мешает вокальной партии?
— Очень важен тот момент, когда нужно думать о технике и в то же время не зацикливаться на ней, оставляя место для передачи характера. Все это настолько индивидуально! Каждый находит свое сочетание, чтобы в итоге получались хороший вокал, хорошая Игра и в результате хороший спектакль. Самое глубокое погружение в образ — перевоплощение на уровне интонации. Главное — выразить живое, неповторимое, меняющиеся впечатление.
— С опытом уходит мандраж или до сих пор страшно выходить на сцену?
— Никогда не боялась. Я же выхожу к любимому зрителю. Я жду с ним встречи, для меня это праздник. Разве можно бояться того, кого любишь всей душой?
— Чтобы сохранять форму, голос, приходится прибегать к строгой дисциплине? Диеты, гимнастика?
— Дыхательные упражнения и совершенно стандартные диеты.
— А сырые яйца по утрам?
— Совершенно необязательный аттракцион. Есть увлечения гораздо интереснее.
— Например? Я о хобби.
— Посадила около своего дома клумбу, даже скорее целую поляну цветов. Ухаживаю за ними одержимо. Выхожу с грабельками, в перчатках огромных — и вперед… Могу с ними целый день провозиться. Но и отдача соответствующая. Вы не представляете, какая это радость — смотреть, как распускаются цветы, которые ты сам вырастил. Я к себе на лужайку даже камни с Берновского пруда привезла. Там удивительно волшебная атмосфера, ее кусочек теперь всегда рядом.
— Главное в жизни?
— Конечно любовь. В самом высоком смысле этого слова. Любовью должен быть пропитан каждый миг, каждый поступок. А иначе незачем. Иначе недопустимо. Это основа всех основ. Хочется вспомнить слова Эдит Пиаф, пережившей нищету, голод, войну, болезни, славу и обожание миллионов людей. Знаменитая певица на вопрос журналистов, какой бы совет она дала ребенку, девушке, женщине или старику, отвечала кратко: «ЛЮБИТЬ!»