На юбилейном концерте, посвященном 80-летию Николая Сидельникова, замечательного тверского композитора с мировым именем, камерный хор «Русский партес» на бис исполнил Memento из цикла хоровых поэм «Романсеро о любви и смерти» на стихи Гарсиа Лорки. Прекрасно звучал и «Последний плач гармошки» из цикла «Сокровенны разговоры» — свежая, живая, выразительная, яркая и при этом причудливая музыка!
Концерт, состоявшийся в среду в Тверской академической филармонии, стал последним в уходящем году камерным выступлением с классической музыкой. Это был музыкальный праздник с хорошо выраженным краеведческим уклоном.
— Еще в начале сезона мы и думать не думали, что обратимся к творчеству Николая Сидельникова — сына известного тверского музыканта Николая Михайловича Сидельникова, организатора первого в Твери симфонического оркестра, — сказал, открывая концерт, руководитель филармонии Владимир Боярский. — Николай Сидельников родился в Твери в 1930 году, окончил музыкальные училище в Калинине и Москве, Московскую консерваторию. Его мать Мария Алексеевна, урожденная Сперанская, преподавала вокал в музыкальном училище. В большого музыканта вырос и старший брат Николая — Михаил, преподавал в музыкальном училище музыкально-теоретические дисциплины.
Внучка Николая Михайловича Анастасия Сидельникова тоже стала профессиональным музыкантом, она солистка Московской государственной академической филармонии, лауреат международных конкурсов. Анастасия Сидельникова и прежде выступала в Твери с органными концертами, а на этот раз порадовала публику совместным выступлением со знаменитым тенором Александром Науменко, солистом Английской национальной оперы.
По словам Владимира Боярского, творчество Николая Сидельникова — это творчество не ХХ и даже не XXI, а XXII века! Оно привлекает свежими интонациями, нешаблонной драматургией, ярко выраженной оригинальностью замысла и его убедительной художественной реализацией.
Первое отделение концерта началось с исполнения Анастасией Сидельниковой «Пассакалии для органа». Затем Александр Науменко с большим подъемом исполнил баллады, песни и романсы вокального цикла «Видения и кошмары Гамлета» на стихи Александра Блока из цикла его стихотворений Ante Lucem, написанного поэтом в конце XIX века. Партию фортепиано вела Анастасия Сидельникова (партия фортепиано).
Камерный хор «Русский партес» исполнил Духовный концерт №1 для смешанного хора на тексты из церковного обихода. Соло сопрано — заслуженная артистка России Татьяна Скворцова.
Начиная второе отделение, Александр Науменко поведал, как в Московской консерватории учился у Николая Сидельникова:
— Мой брат, прежде служивший в авиагарнизоне в Мигалове, сказал: у тебя появился настоящий духовный отец. Ты попал в гениальные руки, и свои я теперь умываю.
Тут Александр Науменко исполнил «Плач царя Давида», написанный, по словам певца, именно для него.
Весьма оригинальную сонату-фантазию для фортепиано «Памяти великого артиста» с посвящением Чайковскому сыграла Ольга Орлова.
Завершился концерт двумя частями из кантаты «Сокровенны разговоры» («Разбойная песнь» и «Последний плач гармошки») и хоровой поэмой Memento Лорки.
Большую помощь в организации концерта Тверского музыкального училища оказала кандидат искусствоведения Нина Константиновна Дроздецкая.
Надо сказать, что пером Николая Сидельникова написаны три оперы, балет «Степан Разин», шесть симфоний, три оратории, много хоровой, камерной и инструментальной музыки. Так, первый международный успех в 1971 году в Париже ему принесли «Русские сказки» — концерт для дюжины инструменталистов, попавший в десятку лучших сочинений мирового концертного сезона. Вместе с тем уникальная методика преподавания теории и практики композиции, разработанная Николаем Сидельниковым, дала более десятка крупных композиторов, среди них организатор и зачинатель электронной музыки в СССР Эдуард Артемьев. Раз в четыре года в Твери проходит конкурс пианистов имени Н.Н. Сидельникова, в нем участвуют воспитанники детских школ искусств.