Сегодня закрывается фестиваль «Тверское золотое кольцо», ярчайшее за многие годы событие в театральной жизни Твери. Как в хорошем романе- эпопее, напряжение нарастало от спектакля, и вот приближается финал!..
Во вторник тверской зритель увидел замечательный спектакль Александра Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше», поставленный Ульяновским театром драмы имени Гончарова. А в среду первый профессиональный театр России - Государственный театр имени Волкова (Ярославль) потряс воображение зрителей остросовременным спектаклем «Екатерина Ивановна» по пьесе Леонида Андреева в постановке Евгения Марчелли.
ТВЕРЬ И УЛЬЯНОВСК
Симбирско-Ульяновский театр ненамного младше Тверского, сезонов на сорок, но их роднит не седая старина, а народная артистка России Вера Ефремова. С 1974 года она – художественный руководитель Тверской драмы, но ее имя прочно вошло и в театральную историю Ульяновска: на протяжении семи лет Вера Андреевна творила на ульяновской сцене.
С явлением Ефремовой ульяновскому театру в Ульяновске началась во всех смыслах новая эпоха: во-первых, здание театра подверглось реконструкции, во-вторых, вслед за Верой Ефремовой из Калуги в Ульяновск приехали десятка полтора актеров, среди которых – «знакомые и милые старшему поколению ульяновских театралов фамилии – Юченков, Ванеева, Басов, Чуйков, Андрианова…»
С Симбирском Веру Андрианову роднит не только творчество, но и генеалогия, она происходит из знатного рода симбирских дворян Пущиных: «…этот город был Родиной моих прабабушки Анны Пущиной и прадедушки, построивших в своем имении Чилим образовательно-художественную школу, а также больницу для простых крестьян».
Узы нежной дружбы до сих пор связывают Веру Ефремову и артистов Тверского театра с коллегами из театра имени Гончарова. Нет, конечно, не все было гладко и лучезарно в Ульяновске, но спектакль окончился теплыми воспоминаниями и взаимными аплодисментами.
«ПРАВДА – ХОРОШО…»
Три года назад Ульяновский театр со спектаклем «Правда - хорошо, а счастье – лучше» Островского участвовал во Всероссийском фестивале им. Н.Х.Рыбакова в Тамбове. Через сто лет после «Вишнёвого сада» Чехова появился спектакль, в котором символом России стал другой - яблоневый сад. Под кронами яблонь и происходит действие комедии Островского.
Здесь вершатся судьбы героев, каждого из которых снедают тайные страсти и увлечения. Садовник Глеб (засл. арт Михаил Петров) ворует хозяйские яблоки. Купец Барабошев (засл. арт. Евгений Редюк) скрывает растраты от матери Мавры Тарасовны (нар. арт. Зоя Самсонова) растраты. Её внучка Поликсена (Оксана Романова) отчаянно борется за свою любовь. Старая нянька Фелицата (нар. арт. Клара Шадько) держит нити взаимоотношений в доме. Унтер Грознов (нар. арт. Алексей Дуров) бьётся за угол, пристанище в старости.
Поисками правды занят лишь личный почетный, но бедный гражданин Платон Зыбкин (Денис Верягин). И его желание сбывается, причем так, что никто не обижен. Поиски правды неожиданно увенчались счастьем и любовью.
Режиссёр, народный артист Латвии и Украины Аркадий Кац, привез очень сильную труппу. Достаточно сказать, что Клара Шадько, игравшая старую няньку, в 2001 году была отмечена Государственной премией Российской Федерации. К слову, этот спектакль, представленный на Всероссийском фестивале «Островский в Доме Островского» в Москве, был назван критиками «событием года». И жюри будет сложно с определением лучшей роли.
КЛАССИКА ЖАНРА
За последние три десятка лет в Тверском академическом театре драмы (ТАТД) поставлено немало спектаклей по пьесам Александра Островского: «Волки и овцы», «Светит, да не греет», «Последняя жертва», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Женитьба Белугина», «Сердце не камень». Спектакль «Не разрушай моих надежд» по мотивам пьесы «Невольницы» стал этапным для многих выпускников Тверского курса «Щепки».
«Ни один провинциальный театр не может прожить без поддержки родной земли и тех, кто ему помогает развиваться. Таким помощником для нас является Малый театр, его художественный руководитель Юрий Соломин. И я не устаю благодарить тверского зрителя, который позволяет нам играть Островского, других классиков русской литературы», – отметила Вера Ефремова после спектакля ульяновцев.
«ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА»
Эта постановка Волковского театра претендует на высшую театральную премию страны сразу в четырех номинациях.
Драма в двух частях с разрывом – так обозначен жанр спектакля «Екатерина Ивановна». Противоречивый образ главной героини воплотила харизматичная Анастасия Светлова – актриса из Санкт-Петербурга. Роль ее супруга Георгия Стибелева сыграл заслуженный артист России Евгений Мундум.
Малоизвестная пьеса Леонида Андреева «Екатерина Ивановна» почти не имеет сценической истории. Написанная в 1912 году, она вызвала скандал в обществе, а в 1913-м уже была поставлена в Волковском театре. После революции пьеса попала в разряд антисоветских, ставилась недолго. До сих пор она – редкий гость в театрах.
Режиссер Евгений Марчелли обратился к этому произведению, чтобы поговорить со зрителями о любви, измене, о человеческих страстях и их скрытых глазу пружинах. Говорить откровенно, искренне, горячо…
Имя Марчелли хорошо известно в театральных кругах. Он поставил более 60 спектаклей. А в 2006 году, работая в Омском академическом театре драмы главным режиссером, получил специальную премию жюри фестиваля «Золотая Маска» – «за разнообразие творческих поисков в сезоне 2004 - 2005 гг.»
В сценографии спектакля режиссер попытался максимально сохранить символизм пьесы. «Будет белая стена как некий символ того, что каждый может оказаться перед чем-то неразрешимым. А на фоне этой стены стол – символ семейного очага, гнезда и уюта. Когда разрушится семья – в этот мир ворвется хаос, появятся красные кабинеты, зеленый рояль, то есть ворвутся яркие краски», - так Марчелли объяснял свое сценическое решение.
История разрушения семьи выставлена напоказ – со стрельбой, странным звукорядом, отсутствием пауз в диалогах и нырянием головой в омут (в нашем случае в аквариум).
Этот спектакль – исключительно для взрослых. В Ярославле он и идет под такой вывеской. Но постановщик не ждал любителей клубнички. «Мне хотелось бы, - говорит Марчелли, - видеть в зале людей, которых беспокоят вопросы собственной жизни. Хотелось бы, чтобы зритель вышел из театра потрясенным…»
Анастасия Светлова – серьезная претендентка на звание лучшей женской роли.
К тому времени, когда этот номер ушел в печать, еще на закончился спектакль «Таланты и поклонники» А.Н.Островского, привезенный Кимрским театром драмы и комедии. Но зал был полон!..