Самое главное, о чем следует помнить, входя в контакт с незрячим: ничем, кроме данного физического недостатка, он не отличается от вас. Более того, другие органы чувств у людей, лишенных зрения, развиты несравненно лучше, чем у нас с вами и как бы призваны компенсировать его отсутствие. Бесспорно, проблем перед слепым человеком стоит куда больше, чем перед зрячим, но проблемы эти вполне решаемы, что блистательно доказывает полноценная жизнь большинства незрячих, и те успехи, которых они смогли добиться.
Отсюда вытекает основное правило: общайтесь со слепыми, как с любыми другими людьми, говорите с ними обычным тоном и на обычные темы - о чем угодно, в том числе и о слепоте, если эта тема вдруг будет затронута. Не избегайте слова «видеть»: слепой употребляет его не реже, чем зрячий. Не стоит выражать удивления, когда лишенный зрения человек набирает номер телефона, прикуривает, одевается и совершает любое из повседневных действий, как и все мы. Просто помните, что ему стоило большего труда научиться этому и овладеть навыками на слух и на ощупь.
Независимо от вашего личного отношения к слепым людям, несколько предлагаемых ниже рекомендаций могли бы сделать ваше общение с незрячим человеком приятнее для вас обоих.
Оказавшись рядом (или поравнявшись) со слепцом на перекрестке, спросите, не помочь ли ему перейти через дорогу - такая предупредительность вполне уместна. Однако не берите незрячего человека под руку, не спросив, нужно ли это сделать. Коль скоро ему нужна ваша помощь, он сам возьмет вас под руку - так человек будет чувствовать себя гораздо увереннее, чем когда его тянут и увлекают вперед. Если он попросит сориентировать его, помните, что понятия «право» и «лево» надо формулировать с его точки зрения, то есть относительно той стороны, куда он обращен лицом.
Прийдя в ресторан со слепым спутником, без всяких колебаний читайте меню вслух, не пропуская, если ситуация того требует, и цен. Можете сказать ему, где стоит солонка или перечница, подвинуть ближе к нему сахар или сливки, объяснить, где что лежит на блюде, и по его просьбе нарезать, например, мясо. Однако большую часть всего этого слепой предпочтет сделать сам.
Когда незрячий человек приходит к вам в гости, проводите его в комнату, подведите к стулу и положите его руку на спинку или подлокотник. Если пришедший собирается пробыть у вас какое-то время, расскажите ему, как расставлена в комнате мебель и не менялось ли ее расположение с тех пор, как он в последний раз приходил к вам. Двери должны быть полностью - не наполовину - открыты или плотно закрыты.
Если незрячий попадает в комнату, где не бывал раньше, негромко расскажите ему, как расставлена мебель и кто еще присутствует в помещении. Прежде чем выйти из комнаты, убедитесь в том, что ваш гость разговаривает с кем-то. Слепой, в отличие от нас, лишен возможности оценивать людей по наружности и выбирать себе собеседника: исключение составляют только близкие друзья, которых он узнает по голосу.
Когда вы входите в комнату, где находится слепой, сообщите ему о себе и, если он вас не знает (или не узнает вашего голоса) - представьтесь. Собираясь уходить, предупредите об этом, чтобы ваш собеседник не обращался в пустоту.
И, наконец, если слепец ходит с собакой-поводырем, не пытайтесь играть с нею или какимто иным способом отвлекать животное. Внимание собаки должно быть полностью сосредоточено на хозяине, поскольку от того, насколько неукоснительно выполняет она обязанности, которым обучена, зависит безопасность слепого человека.