Всех детей с самого раннего возраста следует приучать к тому, что существуют определенные правила, выполнение которых должно стать нормой поведения. Я совершенно убеждена в том, что чрезмерная вседозволенность со временем приводит к преступности. Вне зависимости от того, что молодые люди говорят вслух, все они нуждаются в руководстве и в том, чтобы ктото исправлял их ошибки, причем самые честные из них откровенно это признают. Однажды я сама слышала, как один мальчик заявил: «Мне бы самому очень хотелось, чтоб мать сказала мне «Нет», тогда бы я на такой поступок не решился».
Обоснованность запрета
Подчинение запрету - это, видимо, самый первый урок, который должен выучить ребенок. Запреты могут быть самыми разными - от категорического «Нет», которое нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, до уклончивого отрицания какого-то поступка, правомерность которого, тем не менее, может быть оспорена. К числу правил, не нарушаемых ни при каких обстоятельствах, прежде всего относится неукоснительное соблюдение тех требований, неподчинение которым может привести к физическому ущербу самого ребенка или окружающих. Запреты на такие действия постоянны, как и требования к их неизменному выполнению. Если Кристоферу захочется зайти на слишком тонкий лед или поднести горящую спичку к платьицу сестрички, пока он будет решать, стоит это делать или нет, может стать уже слишком поздно. Тона, которым вы произнесете решительное «Нет», как правило, бывает достаточно, чтобы предотвратить необдуманное действие ребенка, способное привести к непоправимым последствиям.
Следующие по степени важности запреты касаются тех действий детей, которые могут нанести ущерб собственности. Такого рода «Нет» маленьким детям приходится говорить постоянно в течение достаточно продолжительного периода: «Нет, Кристофер, это трогать нельзя», или: «Нет, Эдди, не ходи по клумбе и не топчи цветы», и т. п. Очень важно с самого раннего возраста привить детям уважение к собственности, и тогда, когда они подрастут, такие запреты станут уже излишними.
Существует бесчисленное множество запретов, налагаемых на действия детей, - некоторые делаются правильно, другие не всегда обоснованны. Очень важно точно знать причину каждого ограничения. Почему вы запрещаете что-то делать Кристоферу - для его блага или для удовлетворения вашей собственной прихоти? Вам просто лень нарядно одеть ребенка перед возвращением матери из путешествия, или ему действительно уже нужно лежать в постели и спать, когда самолет с его мамой приземлится?
Уважительными причинами для запретов являются следующие: Защита безопасности и здоровья Кристофера. Защита вашей - или чьей-то еще собственности.
Воспитание Кристофера, позволяющее ему отличать правильные действия и поступки от неправильных.
Любые другие уважительные причины. Так, например, вы можете отказать в покупке игрушки, которая ему не нужна, либо той, что вам не по средствам. Или, скажем, вам не следует разрешать ему выйти поиграть во двор, когда он устал и ему нужно поспать.
Неуважительными причинами для запретов являются следующие:
Мстительность - никогда не следует срывать на ребенке собственную злость.
Лень и/или себялюбие - когда проще бывает запретить что-то, чем доставлять беспокойство самому себе.
Научившись правильно реагировать на запрет, ребенок должен усвоить, что нарушать его впредь нельзя ни при каких обстоятельствах. Он должен твердо знать, что ни вспышки гнева, ни отказы от еды, ни просьбы, ни симуляция плохого самочувствия не изменят «Нет» на «Да».
Из этого правила есть только два исключения. «Нет» нужно изменить на «Да» в тех случаях, когда:
Пропал повод для первоначального запрета. Вы поняли, что запрет был неверен или несправедлив.