Если вы впервые в жизни стали счастливым обладателем новой яхты - парусной или моторной, - вам прежде всего обязательно надо внимательнейшим образом ознакомиться с правилами безопасности на воде. Эти правила и инструкции можно без проблем получить в любом отделении службы береговой охраны Соединенных Штатов. Кроме того, написано и продается в магазинах много прекрасных книг об управлении яхтами и катерами. Хорошо усвоив правила, существующие на других яхтах, капитан устанавливает порядок на собственном судне, который будет настолько жестким или мягким, как он сам того пожелает. Однако поскольку существуют определенные процедуры, которые считаются наиболее верными и практичными, каждый гость должен с ними познакомиться перед тем, как дать согласие на приглашение отправиться в плавание.
На любой яхте или катере пространство крайне ограничено, поэтому с собой нужно брать минимальное количество вещей. Если вы собрались в длительное путешествие, то предварительно должны выяснить, где и при каких обстоятельствах предполагается сходить на берег. Возможно, вам придется присутствовать на приемах и банкетах в пяти портах; однако поскольку люди на берегу, естественно, не встречались с вами в других портах, а те, с кем вы отправились в путешествие по воде, прекрасно понимают проблему ограниченности пространства на яхте, вам будет вполне удобно бывать на всех приемах в одном и том же вечернем туалете. Как правило, предусмотрительные капитаны имеют на борту запасную одежду на случай плохой погоды, но вам лучше будет специально справиться об этом перед отплытием и, если понадобится, взять все необходимое с собой.
Заядлым курильщикам нужно помнить о том, что спички и сигареты можно бросать за борт только с подветренной стороны, так чтобы их относило ветром подальше от яхты или катера.
Хотя многие хозяева и капитаны яхт не возражают против того, чтобы пассажиры ходили по судну в грубой обуви, вы лишний раз проявите вежливость, спросив мнение капитана на этот счет. Если он будет против, на судне ходите в той обуви, на которой он настаивает, а спускаясь на берег, берите с собой пару выходной обуви и переобувайтесь. Не забывайте о том, что обычные резиновые или кожаные подметки часто скользят. Если яхту под порывами ветра в штормовую погоду будет бросать из стороны в сторону, вам гораздо удобнее будет передвигаться по ней в грубых морских ботинках, которые сделаны специально для таких условий.
Ваш багаж должен быть упакован только в мягкие матерчатые сумки. Жесткие чемоданы с собой в путешествие не берите - их трудно будет разместить в багажных отсеках, а мягкие сумки спортивного типа займут минимум места.
Если путешествие ваше будет проходить на большой, роскошной яхте, с членами судовой команды следует обращаться точно так же, как с домашней прислугой на берегу. Относиться к ним надо вежливо и уважительно. Если кто-то из членов судовой команды будет вам прислуживать и следить за вашей одеждой, перед окончанием плавания можете оставить ему такие же чаевые, как горничной, которая оказывала бы вам аналогичные услуги во время вашего пребывания в гостях на берегу.
Остальные правила просты, поскольку полностью совпадают с общепринятыми нормами вежливости. Не забывайте о том, что вашим хозяином во время плавания будет капитан, слово которого является законом прежде всего потому, что он отвечает за безопасность на судне, а также поскольку этого требует обычная учтивость. Ведь только он один знает все о судне, на котором вы путешествуете, - и о гостях, и о членах судовой команды. Кроме того, капитан планирует все развлечения во время плавания, а если яхта будет принимать участие в гонках и придет к финишу первой, заслуга эта будет принадлежать исключительно ему.
Что же касается гордого владельца недавно купленной яхты - будь то судно для развлекательных путешествий, крейсерская яхта, ялик или шлюп, - ему необходимо соблюдать определенные правила хорошего тона как в гавани, так и в открытом море. Некоторые из этих правил продиктованы требованиями безопасности, другие - просто дань хорошим манерам, благодаря которым морское путешествие доставит больше удовольствия как вам, так и тем, кто плавает на других судах. Ниже перечислены некоторые положения, соблюдаемые предусмотрительными и пользующимися всеобщим уважением капитанами.
Перед отплытием в ранний час такой капитан не станет прогревать двигатель на высоких оборотах, усиливающих шум мотора, а также не будет этого делать дольше, чем требуется.
Он обратит внимание на надписи: «Не будить», проплывая мимо других судов, стоящих у причала.
Он постарается, оказавшись рядом с этими судами, не обдавать их фонтанами брызг.
Когда его яхта стоит в гавани рядом с другими, он позаботится о том, чтобы проводимые на борту вечеринки не были слишком шумными и не затягивались допоздна.
Ставя судно на якорную стоянку, капитан следит за тем, чтобы не помешать рыбакам, тралящим рыбу, и не порвать их сети.
Проплывая мимо небольших рыбачьих лодок, он замедляет ход, чтобы не перевернуть их и не распугать рыбу.
Без крайней необходимости не выбрасывает в море мусор и отходы, сохраняя их в пластиковых контейнерах, которые опустошает на берегу.
Капитан до минимума сокращает телефонные переговоры с берегом, помня при этом, что все, о чем он будет говорить, может слышать каждый из тех, кто стоит рядом.
Поскольку люди на борту судна живут тесным коллективом, особое значение приобретает учет интересов тех, с кем вы путешествуете. Прежде чем что-либо сделать, подумайте, не доставит ли это беспокойства другим. Старайтесь всегда принимать во внимание привычки остальных пассажиров и помнить о том, что им нравится, а что их раздражает.