15 марта в управлении Роспотребнадзора по РХ прошла пресс-конференция, приуроченная ко Всемирному дню защиты прав потребителей, который в этом году проходил под девизом: "Потребители – за честные финансовые услуги".
Не многие из нас имеют юридическое образование. Хотя, безусловно, лишним оно бы не стало. Практика показывает, что без знания своих прав и многих правовых нюансов далеко не уедешь. Кредит взять, конечно, сможешь, но на каких условиях – это уже отдельный вопрос.
– Самое главное – уяснить, что такое кредит,
– наставляла журналистов Вера Урмацких. –
Это определенная денежная сумма, которая берется в долг у кредитной организации. Ее мы обязаны вернуть с процентами. Все остальные платные услуги сверх этого будут, по определению, считаться незаконными.
Раньше банки предлагали своим клиентам услуги по открытию и ведению ссудного счета. Однако это было признано незаконным. Поэтому в арсенале финансистов появились новые, более действенные и хитрые способы выкачивания из населения денег.
Для того, чтобы обогатиться за ваш счет, как можно незаметнее для вас самих, в банках трудятся специалисты не только с экономическим и юридическим образованием, но и с психологическим. В их задачи входит просчитать все возможности для получения сверхдоходов, которые в будущем должны трансформироваться в условия кредитного договора. О некоторых из них и рассказала начальник отдела по защите прав потребителей.
По словам Веры Урмацких, насторожиться стоит тогда, когда вам предлагают уплатить единовременную комиссию за предоставление кредита, выложить круглую сумму за открытие специального банковского счета или оплачивать комиссию за снятие наличных. Также противоправными действиями считают ограничение со стороны банка территориальной неподсудности, изменение условий договора в одностороннем порядке и взимание неустойки за досрочное исполнение кредитного договора.
Отдельного внимания заслуживает территориальная неподсудность. На нашей территории ситуация такова, что немногие из действующих банков зарегистрированы в Абакане. Чаще всего они "прописаны" в Москве, то есть там, где находится главный офис. Из-за этого у пострадавшего потребителя может возникнуть множество проблем.
По закону о защите прав потребителей, мы имеем право подать исковое заявление на недобросовестный банк по месту своего жительства. Спрашивается – как же быть, если по документам банк зарегистрирован совершенно в другом регионе. Замкнутый круг получается. А если бы вы сразу обратили внимание в договоре на самый мелкий шрифт, то прочли бы, что все споры по настоящему договору рассматриваются по месту нахождения банка.
Что тут сказать – читайте предельно внимательно подобные документы, чтобы потом не ломать голову в поисках выхода из подобной ситуации.
Кстати, мелкий шрифт – это одна из главных банковских хитростей. Именно им прописывают самые существенные условия договора. И, чтобы не оплошать, запасайтесь лупой. Она вам точно поможет не пропустить ничего важного.
Только представьте – в прошлом году в управление Роспотребнадзора обратилось 550 человек, права которых были нарушены при предоставлении финансовых услуг. Для сравнения стоит сказать, что в 2009 году подобных обращений было всего шесть.
– Такой большой рост свидетельствует не только о повышении грамотности населения и их желании отстаивать свои нарушенные права, но и о том, что нарушение прав потребителей продолжается,
– констатировал Александр Козлов.
Если же, несмотря на все предостережения, вас все-таки надули, смело обращайтесь в отдел по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре по Республике Хакасия. Там вас проконсультируют, если понадобится – помогут составить проект искового заявления, подготовить претензии (заявления, содержащие законные требования потребителя, который желает вернуть деньги, внесенные за дополнительные платные услуги). Также специалисты этого отдела могут дать заключение в суде. По сути, все эти действия являются бесплатной юридической помощью.
– констатировал Александр Козлов.
О том, как обстоят дела в сфере кредитования населения и насколько сегодня защищены интересы потребителей, рассказывали руководитель управления Александр Козлов, его помощник Людмила Лебедева и начальник отдела защиты прав потребителей Вера Урмацких.