На 15%, а по итогам месяца, может, и на все 20% снизились платежи населения бердянской «Теплосети». Как сообщил руководитель этого предприятия Николай Омельченко, по состоянию на начало осени общая задолженность бердянцев за тепло составила 9 млн грн. Для сравнения: долги самой «Теплосети» за газ составляют 2,6 млн грн.
Чтобы погасить свои долги до начала отопительного сезона предприятие вынуждено брать кредит в банке, платить проценты... Но проблема еще и в том, что банковские учреждения сегодня без особого желания кредитуют коммунальные структуры. Объясняется это тем, что тариф большинства теплопоставляющих предприятий в Украине ниже их реальных затрат. В этом банки видят потенциальную угрозу невозврата кредита, именно потому и не спешат заключать договора. По словам Николая Омельченко, на сегодня действующий в Бердянске тариф лишь на 68% перекрывает затраты на выработку и подачу тепла в дома горожан.
Но и это еще не все. Самая главная проблема состоит в том, что поставщики газа требуют делать 100-процентный расчет до 14 числа следующего месяца. В противном случае лимиты могут быть уменьшены, давление газа упадет и начнется то, что было в 1990-ые – будем сидеть зимой в холоде.
С учетом тарифа выполнить условия поставщиков и без того трудно. А если еще и платежи населения будут падать такими темпами, то ситуация получается тупиковая – останемся без тепла.
Общая ситуация усугубляется еще и внешнеполитическими трудностями. Общеизвестно, насколько сложно идут переговоры Киева и Москвы о цене на газ. Если стоимость голубого топлива возрастет – это добавит драматизма к вопросу теплоснабжения жителей страны.
Будут ли увеличены тарифы? Дать ответ на этот вопрос Николай Омельченко (и не только он) не в состоянии. Решается этот вопрос в национальной комиссии по энергетике. Свои расчеты на новые тарифы «Теплосеть» сдала еще в прошлом году. Но они до сих пор не утверждены.
Возможно, государство возьмет на себя разницу между тарифом и реальной стоимостью тепла. Так было прошлой зимой. Однако ясности пока нет, что, видимо, опять же объясняется неопределенностью результатов переговоров по газу. Поэтому остается только ждать.