В финал европейского конкурса качества вышло украинское предприятие СП “ИНТЕРСПЛАВ”, расположенное в небольшом городе Свердловске Луганской области на границе с Россией.
Рассказывает генеральный директор Виктор Иванович Болденков:
Я хотел бы чуть подробнее рассказать об истории создания нашего предприятия, его предназначении, миссии, проблемах, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни, а также о том, почему СП “Интерсплав” вот уже четвёртый год подряд участвует в Европейском конкурсе качества, что улучшилось за это время благодаря обратной связи от Европейского Фонда Управления Качеством, каковы наши надежды и ожидания.
Основная деятельность нашего предприятия – производство и реализация вторичных алюминиевых сплавов, которые используются в таких отраслях промышленности, как автомобилестроение, машиностроение, чёрная металлургия и другие. Предназначение нашего предприятия, то есть наша миссия заключается в решении одной из наиболее острых проблем общества – переработке отходов других производств в высококачественную продукцию мирового уровня, используя новейшие технологии. Мы – предприятие-эколог.
- Расскажите вкратце об истории создания предприятия
В настоящее время СП “Интерсплав” – самый крупный производитель качественных алюминиевых сплавов в Украине, а также бывших странах Советского Союза и является одним из крупнейших предприятий в своей отрасли в Европе.
Несмотря на достигнутые результаты, путь к завоеванию твёрдых позиций на мировом рынке цветных металлов для СП “Интерсплав” был не простым. Необходимо было постоянно доказывать потребителям не только качество своих продукции и услуг, но и стабильность, надёжность предприятия в целом, в любой контрактной ситуации. C момента создания предприятия были определены основные принципы его деятельности и развития. По мере достижения определенных результатов принципы пересматривались, и в настоящее время на их основе определена система ценностей.
В начале своей деятельности, в первой половине 90-ых годов, главным приоритетом для предприятия была необходимость постоянного повышения качества выпускаемой продукции. Подходы, основанные на принципах Европейской модели делового совершенства (ЕМДС), мы стали использовать позднее. Работа в соответствии с требованиями Европейской модели делового совершенства вот уже на протяжении последних пяти лет стала для нас одним из ключевых моментов нашей деятельности. Положительные результаты не заставили себя долго ждать, потому что эти подходы предполагают наличие общей цели и всеобщей доктрины у всех заинтересованных сторон, а именно поставщиков и потребителей, коллектива и общества. И мы, следуя этим принципам, начали поиск долговременных, партнёрских, подлинно взаимовыгодных отношений с нашим окружением, руководствуясь принципом: “Вместе сделаем, вместе выиграем”. Использование таких подходов на практике позволило нам в сравнительно короткие сроки и с наименьшими затратами добиться более эффективного повышения качества во всех сферах своей деятельности.
Свидетельством того, что наши клиенты высоко ценят сотрудничество с нами, являются такие показатели, как постоянный рост степени их удовлетворённости работой с СП «Интерсплав» и сравнительная оценка нашего сотрудничества со своими другими поставщиками.
Незначительный, но всё таки рост степени удовлетворённости покупателей работой с СП “Интерсплав” за последние 3 года по сравнению с предшествующими свидетельствует не о снижении нашего внимания к ним и стремления к наиболее полному удовлетворению их потребностей, а, наоборот, о том, что с каждым годом возрастают требования наших клиентов к качеству обслуживания.
Мы просим наших клиентов всегда сравнивать нас только со своими лучшими поставщиками. Результаты показывают, что согласно оценке наших потребителей мы находимся среди лучших мировых производителей алюминиевых сплавов.
А как же люди, город, где вы живете, природа вокруг вас?
В соответствии с основными принципами деятельности предприятия, одним из которых является постоянное повышение степени удовлетворённости окружающего нас общества, руководство СП “Интерсплав” отдаёт приоритет в первую очередь своевременным платежам в местный бюджет, оказанию материальной и благотворительной помощи городу и является основным источником денежных поступлений в городской бюджет. Может быть для кого-то это вполне естественно, но мы живём в такой стране, где большинству предприятий это не свойственно.
Не забываем мы и о своих пенсионерах. Мы постоянно оказываем помощь работникам предприятия, ушедшим на пенсию, так как прожить на выделенные государством пенсионные выплаты очень сложно. Суммы оказанной помощи и выплаты работникам, ушедшим на пенсию, постоянно имеют тенденцию роста.
Заботясь об охране окружающей природной среды предприятием проводится планомерная работа не только по разработке безотходных и малотходных технологий, ликвидации и снижению выбросов, но и снижению потребления энергоресурсов.
В период технической реконструкции, с учетом планов предприятия, были решены экологические проблемы путем ввода в эксплуатацию пылегазоочистного оборудования с высокой эффективностью улавливания выбрасываемых веществ (99,5 %).
За счет внедрения ресурсосберегающих технологий на предприятии снижены расходы воды, природного газа и электроэнергии на 1 тонну выпускаемой продукции.
Применение системы оборотного водоснабжения позволило полностью избежать промышленных стоков.
Эффективность нашей политики и стратегических планов отражают и результаты нашей основной производственной деятельности, которые на протяжении более 5 последних лет имеют, как правило, позитивную тенденцию.
Например, постоянный рост объёмов продаж в денежном выражении и количества клиентов, желающих размещать свои заказы на СП «Интерсплав».
За двенадцать лет работы на внешнем рынке продукция СП “Интерсплав” стала известна в Японии, Америке и во многих странах Европы, таких как Германия, Испания, Италия, Голландия, Франция, Чехия и других. Клиенты, удовлетворенные качеством продукции и обслуживания, оперативностью и четкостью в работе, хотели бы разместить заказы на СП “Интерсплав” в объеме, превышающем возможности производства.
Но всего этого никогда бы не удалось достичь, если бы не наши люди. Поэтому одной из главных ценностей, определенных руководством предприятия, является удовлетворение потребностей коллектива и достижение благополучия каждого из работающих. Для определения потребностей своих сотрудников руководство СП “Интерсплав” использует множество подходов, главными из которых являются изучение их мнения и постоянное совершенствование каналов общения.
Анализы социологичеких исследований позволяют нам в соответствии со стратегией и планами, а также возможностями предприятия принимать решения и устанавливать цели для постоянного повышения степени удовлетворённости работников.
Мы стараемся, чтобы окружающие нас люди воспринимали качество в широком смысле этого слова, и работаем в этом направлении. Пока это удаётся не всегда и не сразу. Но мы в любом случае намерены направлять свои усилия на продолжение диалога, который мы ведём с нашим окружением по вопросам качества, на совершенствование организации собственной работы, на обучение и подготовку персонала, на поддержание устойчивых обратных связей. Во всех аспектах человеческих взаимоотношений мы стремимся к созданию эффективных систем, и мы убеждены в том, что мы способны продвинуться в этом отношении намного дальше и стать лидерами в целом ряде областей.
Я считаю, что накопленный опыт работы и достигнутые результаты, механизм хозяйствования и действующая система управления качеством на СП “Интерсплав” могут служить ролевой моделью для проведения преобразований на других предприятиях Украины.
Мы всегда рады гостям и готовы поделиться опытом работы.
СП “Интерсплав” является коллективным членом Украинской Ассоциации Качества, входит в состав Клуба лидеров качества Украины, которые объединяют в нашей стране действительно лидеров в области управления качеством.
Заседания Клуба лидеров качества, которые проходят ежеквартально, проводятся на территории какого-либо предприятия – члена Клуба. На этих заседаниях руководители предприятий делятся накопленным опытом работы, рассказывают о достигнутых результатах.
Я являюсь членом Правления Украинской Ассоциации Качества и вхожу в состав Совета Клуба лидеров качества, таким образом принимаю участие в определении политики в вопросах качества в масштабах государства. Кроме этого, я являюсь членом Координационного Совета Ассамблеи деловых кругов Украины, созданного для выражения интересов деловых кругов Украины по стабилизации социально-экономической ситуации в государстве.
К сожалению, в отличии от стран Европейского Сообщества, где существует развитое законодательство и интегральная политика в области управления качеством, в Украине, с развалом бывшего Советского Союза, началом перехода к рыночной экономике, инфляционными процессами и неразумной кредитной и налоговой политикой, большинство предприятий оказались не способны работать в новых экономических условиях. В настоящее время положение в промышленности Украины, и в нашей отрасли в частности, чрезвычайно тяжёлое. Однако приятно отметить, что при общем тяжелейшем состоянии украинской промышленности есть предприятия, которые, несмотря ни на что, уделяют большое внимание вопросам управления качеством и выпускают конкурентоспособную, качественную, пользующуюся спросом продукцию. Примером такого предприятия может служить СП “Интерсплав”. В период, когда многие предприятия украинской промышленности находятся на грани закрытия, мы за последние пять лет на 30 % увеличили общее количество работников и почти в три раза объёмы производства сплавов, привнесли экономическую стабильность в нашем регионе, являясь основными налогоплательщиками в городской бюджет.
Но всё это даётся нелегко. Постоянно в своей повседневной жизни мы сталкиваемся со множеством проблем.
У многих ваших иностранных партнёров после посещения предприятия возникает вопрос: “Как Вам в таких тяжелейших условиях удаётся не только выживать, но и процветать, двигаться вперёд?”
Потому, что мы в своей деятельности стремимся к совершенствованию не только в области технологии производства, но и в области управления качеством. Я думаю, что ни один из сотрудников СП “Интерсплав” не скажет, что он является противником в области повышения качества. Подавляющее большинство наших сотрудников испытывают чувство гордости за своё предприятие и выпускаемую продукцию.
Сотрудники СП “Интерсплав” постоянно приобретают знания в “практике всеобщего управления качеством” и совершенствуются в этой области. Это и участие в Европейском конкурсе качества, и посещение других предприятий, перенятие их опыта (таких, например, как “Cоллак” (чёрная металлургия) Франция, которое является призёром Европейского конкурса качества). Участие в Европейском конкурсе качества имеет свои неоценимые преимущества, в первую очередь к которым относится осведомлённость сотрудников, потребителей и окружающего общества о том, что СП “Интерсплав” имеет систему, работающую на удовлетворение их потребностей. Мы уже четвёртый год участвуем в Европейском конкурсе качества и каждый раз осознаём, что совершенству в этой области нет предела.
На основании отчётов по итогам конкурса, полученных от Европейского Фонда Управления Качеством, мы постоянно пересматриваем свои подходы к управлению качеством и процессами. Например, на основании отчётов прошлых лет мы проанализировали и пересмотрели подходы в работе со своими партнёрами в области взаимовыгодного сотрудничества. Мы стали больше уделять внимания совершенствованию их деятельности. Это и обучение персонала поставщиков сырья в области качества его подготовки и сортировки, и оказание помощи поставщикам вспомогательных материалов в совершенствовании их технологий и производственных процессов, и оказание финансовой поддержки поставщикам транспортных услуг, и совместные проекты с клиентами по повышению качества продукции и более полному удовлетворению их потребностей, а также оказание посильной благотворительной помощи городу и обществу.
Когда мы стали победителями Национального конкурса качества и поняли, что являемся лучшими в своей стране, что для дальнейшего совершенствования надо идти дальше, мы приняли решение об участии в Европейском конкурсе качества. Нам очень хотелось сравнить себя с лучшими европейскими компаниями. Мы вышли в финал, конечно, это желанная цель, но не главная. Главное участие, сравнение себя с другими и стремление стать лучшими, мы постоянно совершенствуемся и движемся вперед. Об этом говорят баллы, набираемые нами в Европейском конкурсе качества: 1998 - 420 баллов, 1999 г. - 450 баллов, 2000 г. - 490 баллов.
Мы не рассчитываем получить готовые Рецепты, как добиться успехов, что нужно сделать для этого конкретно. Мы понимаем, что концепция принципов Европейской модели делового совершенства не сводится к числу готовых рецептов, а является как-бы путеводителем к достижению успехов и представляет собой общий подход к людям и решению проблем. В своё время все бросились копировать японский опыт в области управления качеством. Эта страна доказала, что всеобщее управление качеством представляет собой не только красивую теорию, но и даёт конкретные результаты. Но слепое подражание никогда не даёт желаемого результата и очень скоро начинает угнетать. Поэтому любую теорию необходимо приспособить не только к особенностям национальной культуры, но и к своим собственным.
А особенности и условия нашего существования, наше окружение очень отличаются от жизни западных компаний.
Мы ни на что не жалуемся и не просим снисхождения. Мы просто хотим ещё раз обратить внимание на то, что, если наши подходы, на первый взгляд, в чём-то и отличаются от подходов западных компаний, то это очень часто связано не столько с нашим несовершенством, сколько с тем, что в настоящее время нам приходится жить и работать в тяжёлых, непредсказуемых, очень нестабильных экономических и правовых условиях Украины.