По данным аналитического агентства, за первый квартал текущего года объем продаж автомобилей китайского производства на российским авторынке увеличился на 88 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, китайские автопроизводители увеличили свою долю на российском авторынке с 1,3 до 2,6 процентов. Китайскими бестселлерами признаны автомобили Lifan, Chery, Geely и Great Wall.
Тем не менее, эксперты признают, что в столичном регионе покупатели не проявляют большого интереса к китайским автомобилям. А вот жители небогатых регионов, в частности южных областей страны и Северного Кавказа, наоборот, с удовольствием скупают китайские марки автомобилей.
Китайские автопроизводители завоевывают российский авторынок
Итак, рост продаж автомобилей китайского производства год от года набирает обороты на российском авторынке. Так, объем продаж китайских автомобилей за первый квартал 2012 года на российском авторынке увеличился на 88 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если в прошлом году в России было продано около 8 000 китайских автомобилей, то в этом году эти показатели составили порядка 15 0.00 единиц.
При росте российского авторынка на 19 процентов, доля китайских автопроизводителей на нем увеличилась с 1,3 до 2,6 процентов. При этом особую популярность среди российских покупателей снискала марка китайского автомобиля Lifan, которая вышла на первое место по объемам реализации. За первый квартал текущего года было реализовано 4,5 тысячи автомобилей этой марки. Второе место занимает китайский автомобиль Chery с количеством в 3,5 тысячи реализованных автомобилей. На третьем месте находится китайская марка автомобиля Geely, объем реализации которой составляет около 3 000 единиц. Ну и замыкают цепочку китайские автомобили марки Great Wall, тираж которых составил порядка 2,7 тысяч машин.
При этом, как отмечено экспертами, в Москве и столичном регионе покупатели не проявляют большого доверия и интереса к автомобилям китайских автопроизводителей. Здесь доля китайских машин составляет всего лишь 1,5 процента от общего рынка. То же самое можно сказать и о северных и отдаленных регионах страны, таких, как Архангельская область. Жители этого региона отдают предпочтение иномаркам, собранным на территории страны, а также автомобилям отечественного производства.
Однако китайские автомобили нашли своего покупателя на территории нашей страны. Особую популярность они получили в небогатых регионах, на юге страны и в областях Северного Кавказа. Это дает экспертам повод думать, что при дальнейшем росте продаж китайских автомобилей, их доля на российском рынке может увеличиться с 2-3 до 10-12 процентов уже к 2014-2015 годам.
Но как ни парадоксально, при всем уважении к китайским автомобилям, ни один из них не вошел в число победителей конкурса "Автомобиль года в России 2012", который проводился в конце марта текущего года. Из этого следует, что как бы ни старались китайцы штурмовать российский авторынок, наши покупатели отдают предпочтению качеству автомобиля, а не его заманчивой цене. И китайским автомобилям еще долгие годы придется завоевывать уважение и расположение российского покупателя.
Причины популярности китайских автомобилей на российском авторынке
Китайские автомобили вслед за китайскими товарами широкого потребления, одеждой и обувью, решили покорить весь мир. Китайские товары в любом сегменте производства подкупают своей дешевизной и относительным качеством. Хотя, при низкой цене товара, на его качество уже мало кто обращает внимание.
Несколько лет назад китайцы решили создать свой автопром, однако эта попытка оказалась не столь удачной, так как вместо разработки собственных моделей, они начали в открытую копировать марки мировых европейских брендов и продавать их в 2-3 раза дешевле. За это мировые автопроизводители начали подавать на них в суд и закрыли для китайцев европейский рынок. После этого китайские автопроизводители переориентировались на рынок российский. Но и здесь их ждала неудача, так как избалованные отечественные покупатели не воспринимали всерьез китайскую подделку.
Тогда-то китайские автопроизводители занялись выпуском автомобилей собственного производства, однако не смогли устоять перед слабостью копирования не только отдельных элементов, но и всего дизайна европейской марки машины. Однако это сыграло китайцам на руку. Современный европейский дизайн автомобиля, улучшенное его качество и безопасность при низкой стоимости открыли двери многих рынков для китайских производителей, в том числе и российского.
Ежегодный рост популярности китайских автомобилей объясняется усовершенствованием качества их сборки и комплектаций при одновременно низкой стоимости. Российских потребителей в китайских автомобилях привлекает не только цена, но и современный дизайн машин, который, несмотря на все попытки отечественного автопрома, превосходит наши авто. К тому же, китайцы перенимают у европейских автопроизводителей все лучшее и даже скупают лицензии на производство тех или иных компонентов. Таким образом, техническая составляющая китайских автомобилей может в разы превосходить "начинку" наших отечественных машин.
Естественно непритязательный российский потребитель отдаст предпочтение китайскому автомобилю, который уступает отечественному лишь по цене, во всем же остальном лишь превосходит его. Эксперты считают, что при такой тенденции, со временем китайский автопром может нанести сокрушительный удар не только по российскому, но и по другим европейским производствам. Также эксперты уверены, что если китайцы выйдут на российский авторынок напрямую, то цены на их автомобильную продукцию произведут настоящую революцию. И тогда, как отечественным, так и зарубежным автопроизводителям придется туго. У них останется два пути: либо резко снизить цены на свои автомобили, либо свернуть свои производства.
Потеснят ли китайские автопроизводители конкурентов с российского авторынка?
По заявлению самих китайских автопроизводителей, они имеют весьма смелые и далеко идущие планы относительного российского рынка. Они не скрывают, что на данный момент российский авторынок для китайцев является приоритетным. И это подтверждают факты. Так, автомобили китайской марки Lifan по итогам всего прошлого года стали самыми продаваемыми на нашем внутреннем авторынке.
Тем не менее, аналитики и эксперты твердо уверены, что у китайских автопроизводителей нет никаких шансов вытеснить с российского авторынка своих конкурентов, будь то отечественные или зарубежные собратья по цеху. Во-первых, у большинства российских потребителей китайские автомобили по-прежнему вызывают не уважение, а некий скептицизм. Они считают, что лучше немного переплатить, но приобрести зарекомендовавшую себя зарубежную продукцию, или родные отечественные автомобили и сборочные иномарки. Большинство россиян, по мнению экспертов, отдадут предпочтение японским, корейским и немецким автомобилям, нежели китайским.
Также эксперты отмечают тот факт, что россияне с большей охотой приобретают автомобили отечественного бренда, чем дешевую китайскую продукцию. Так, в прошлом году отечественной марке автомобиля Lada Priora отдали предпочтение 125 тысяч российских покупателей, а тому же самому китайскому бестселлеру автомобилю Lifan - только 5 тысяч россиян.
Эксперты считают, что, возможно, китайский автомобильный бренд Lifan и мог бы конкурировать с отечественными и зарубежными автопроизводителями, если бы в его модельном ряду появился бюджетный седан, который был бы прост в комплектации, но отличался соответствием всем европейским требованиям безопасности при одновременно привлекательной цене. Но пока производству марки Lifan всего пять лет, а значит, о таких высотах мечтать еще рано. Поэтому и вытеснить конкурентов с российского авторынка у китайцев пока, по всей видимости, не получится.