Исполняющий обязанности городского головы Анатолий Степаненко:
Исполняющий обязанности городского головы Анатолий Степаненко:
«Главнейшая задача – это обеспечение запаса экономической прочности Бердянска»
Импичмент Евгению Шаповалову положил начало новому этапу в жизни города. Как будут развиваться события? Какие перемены произойдут в исполкоме? Об этом на второй день после объявления Евгению Шаповалову импичмента мы поговорили с секретарем горсовета, а теперь еще и исполняющим обязанности городского головы Анатолием Степаненко.
– Анатолий Анатольевич, сегодня, когда депутаты выпроводили теперь уже экс-мэра Шаповалова из стен мэрии, какие чувства испытываете лично Вы?
– Решение об импичменте – очень трудное. Это ответственный шаг. И наши действия были направлены не против личности Евгения Шаповалова. Наверное, он неплохой человек сам по себе. Но мэр – это не просто хороший парень. Работа городского головы за 6 месяцев оказалась крайне неэффективной. Город работал на старых наработках, причем в условиях нагнетания страстей и воинствующих настроений. Бердянск стал терять запас экономической прочности. Практически ничего не делалось даже на ближайшую перспективу. Поэтому совет и вынужден был пойти на такой шаг. Но по поводу импичмента у меня и у моих коллег нет абсолютно никакой эйфории. Наоборот, это неприятный факт. К тому же, прекрасно осознаю груз ответственности, который ложится сегодня и на меня лично, и на совет. Ведь впереди зима со всеми вытекающими отсюда сложностями.
– В этой связи многие считают, что депутаты поторопились с импичментом. С политической точки зрения, не лучше ли было дать Евгению Ивановичу взять на себя весь негатив, связанный с работой города в зимних условиях? А потом, в феврале или в марте, когда все дойдет до ручки, объявлять ему импичмент.
– С точки зрения политической целесообразности, возможно, такой вариант и более выгодный. Но только с политической. А с хозяйственной, с точки зрения интересов города – нет. И потом, согласитесь, как-то кощунственно звучит: дайте мэру все развалить, а потом уберите его. Ведь речь идет о нашем с вами городе, в котором все мы живем, по улицам которого ездим. В конце концов, если нам отрубят газ − всем нам сидеть без тепла. Так неужели нужно доводить до такого?
Мы обсуждали этот вопрос с коллегами-депутатами. Все согласились с тем, что просто критиковать, конечно, легче. Но ведь мы такая же власть, как и городской голова. Мы также несем ответственность за состояние дел в городе. И те же избиратели могут спросить у нас весной: «А что делали вы, депутаты, почему смотрели за происходящим и ничего не делали?» Вот почему было принято решение не дожидаться усугубления экономической ситуации в городе, объявить импичмент и нормализовать работу городского хозяйства.
– Анатолий Анатольевич, но ведь сторонники Шаповалова твердят о том, что ничего страшного в городе не происходит: все работает, в бюджет идут поступления, от земли даже стали зарабатывать больше. Так в чем же опасность?
– Начну с того, что Евгению Шаповалову достался сбалансированный городской бюджет, принятый еще в прошлом году, до его прихода. Там все расписано по направлениям, в частности, спланированы и доходы. Так что заслуг Евгения Ивановича и его людей тут никаких нет. Как нет их заслуг и в увеличении поступлений от земли. Это правительство приняло решение увеличить арендные ставки на землю. В итоге, если раньше промышленные предприятия в Бердянске платили за землю 1 процент аренды от ее оценочной стоимости, то сегодня втрое больше. И тут есть две стороны медали: с одной стороны хорошо, что возросли поступления в бюджет, с другой – послушайте директоров, для предприятий это нововведение оказалось серьезным экономическим ударом со стороны Кабинета министров.
– Но Евгений Иванович в своем докладе рисовал весьма оптимистичную картину роста объемов производства на городских предприятиях.
– Знаете, я общаюсь со многими руководителями. Все говорят о том, что нынешний год необычайно тяжелый. И на большинстве предприятий не подъем, а спад производства. В этом не вина и не заслуга Шаповалова. Таковы, к сожалению, экономические реалии по стране в целом. А статистика?.. Так еще в советские времена говорили о том, что самая большая неправда – это статистика. Посчитать ведь можно как угодно. К тому же Евгений Иванович так и не ответил на заданный ему вопрос: приведенные им данные роста объемов производства даны в ценах на продукцию, или в физическом выражении, то есть в количестве кабеля, насосов, жаток и т. д. Если в ценах, то рост понятен и объясним – цены ведь растут, в том числе и на продукцию производства. В прошлом году кабель стоил, к примеру, условно говоря, 10 грн. за метр, в этом – 15. Выпустили его столько же, а по деньгам получилось увеличение объемов.
Но не в этом дело, давайте не углубляться в статистику и в экономику. Давайте обратим внимание на то, что очевидно и лежит на поверхности. К сожалению, Евгений Иванович не смог умело распорядиться даже тем, что ему досталось в наследство. Ни Шаповалов, ни его замы не смогли скрыть тот факт, что из 10 млн. займа использовано на сегодня только 800 тысяч. грн. Как же это так? Мы ездим по разбитым дорогам, во многих домах текут кровли, а деньги просто лежат без дела и при этом обесцениваются. Что же это за организация работы?
Я уже не говорю о потерянных 10 млн. на восстановление дамбы в районе Слободки, об угрозе потерять 10 млн. грн. на берегоукрепление косы, о том, как сработали службы города на той же косе во время шторма 17 сентября. Да у нас никогда такого не было.
Но самое страшное то, что все прошедшие 6 месяцев власть не работала на перспективу. Мэр занимался сведением счетов, выяснял отношения с советом, объявил войну строительству... В результате, по далеко не полным данным, объемы запланированных на нынешний год строительных работ в Бердянске сократились втрое. Многие инвесторы стали с опаской смотреть в строну Бердянска. Новых инвестиций поступило всего 100 тысяч грн. Мы идем в зиму с пустым резервным фондом. А вдруг что случится? Как же так можно работать?
Поэтому период нас ждет, конечно, очень непростой. Но у нас есть четкие планы и четкое видение того, как мы будем строить дальнейшую работу. И главнейшая задача – это обеспечение запаса экономической прочности Бердянска.
– Думаю, главная проблема, с которой Вам придется столкнуться, – это кадры. Что Вы будете делать с тем разношерстным набором должностных лиц (именно набором, а не командой), который сформировал Евгений Шаповалов?
– Меня не интересуют личные симпатии ко мне или сохраняющиеся симпатии к Евгению Шаповалову. Меня в первую очередь интересует работа. А профессионалов в высшем звене исполкома действительно осталось мало. И кадры − сейчас самая острейшая проблема. Думаю, на должность зама по вопросам капитального строительства и землеустройства вернется Сергей Матвеев. Финансовое управление остается в руках профессионала Анатолия Абросимова. Дальше будем решать.
– А как же Петр Гончарук, Валерий Харченко, Сергей Ткаченко, Оксана Невзорова? Они не писали пока никаких заявлений?
– Что касается Невзоровой, то она, как известно, так и не приступила к выполнению своих обязанностей заместителя мэра, несмотря на то, что сессия утвердила ее еще в июле. От Гончарука, Харченко и Ткаченко никаких заявлений пока не поступало. Думаю, сессия должна заслушать их отчеты о проделанной работе и дать им оценку. Но мне кажется, у этих людей должно хватить мужского достоинства, чтобы и самим определиться со своими дальнейшими действиями. Ведь должны же быть хоть какие-то принципы.
– А когда новые внеочередные выборы?
– Решение о внеочередных выборах должна принять Верховная Рада. С этого момента – через 70 дней. Но когда Рада примет такое решение – никто не знает.
– А нет опасения, что Евгений Иванович может восстановиться в должности мэра через суд?
– Я не люблю гадать. Знаю, что совет со своей стороны сделал все в рамках закона. Знаю также, что в примерно двух десятках случаев импичментов в различных городах Украины прецедента восстановления городского головы через суд не было.
Но меня сейчас больше беспокоит не это. Куда актуальнее стоит кадровая проблема, подготовка города к зиме, подготовка бюджета следующего года – расслабляться и заниматься гаданиями просто некогда.