Бердянск может потерять водоканал. Потерять не просто как собственность, а физически, как материальную ценность. Это не шутки, не журналистский прием, не сгущение красок. Это вполне реальная и очень серьезная угроза. Город имеет не очень отдаленную перспективу остаться без водоснабжения. Вот тогда натаскаемся на девятые этажи воды и в полной мере прочувствуем плоды «Бердянского успеха»!
Дело – труба. Коммунальное имущество горводоканала может уйти с молотка за долги концессионера
Странный договор
«В чем дело и откуда такие угрозы?» – спросите вы. А оттуда, что в отношении ООО «Чистая вода–Бердянск» инициирована процедура банкротства. Предприятие сейчас находится в стадии санации. Это этап, предшествующий банкротству – последний, так сказать, шанс на экономическое оздоровление. Только откуда этому экономическому оздоровлению взяться, если платежи горожан уходят непонятно куда.
«Подумаешь, – скажете вы, – ну обанкротилась «Чистая вода–Бердянск». Но кто позволит, чтобы город остался без воды?»
Так-то оно так, да только кто в свое время позволил, чтобы на винзаводе – предприятии, которое на 90% находится в собственности у государства – было вырезано практически все оборудование? Сотни килограммов, если не тонны нержавейки исчезли в неизвестном направлении.
Да что там нержавейка с винзавода. Со «Стекловолокна», которое на 100% является собственностью государства, была украдена вся платина. А сейчас, говорят, вырезается и вывозится металл.
Горводоканал – предприятие, конечно, стратегическое, жизненно важное со всех точек зрения. Да только ситуация там крайне интересная и весьма драматическая.
Судите сами.
Как нам стало известно из хорошо осведомленных источников, в мае прошлого года ООО «Чистая вода–Бердянск» провернуло малопонятную с точки зрения экономической логики операцию. Точнее, операция растянулась на месяцы, а в мае 2010 года между ООО «Чистая вода–Бердянск» и неким ООО «Промэнергоресурс» был заключен интереснейший договор об отступлении права требования. Предметом этого договора являлась передача со стороны «Промэнергоресурса» «Чистой воде–Бердянск» права требования более чем 14 млн долгов с ВП «Запорожская АЭС» ДП НАЭК «Запорожэнергоатом», которые возникли, якобы, согласно договору комиссии №1(3)99У еще в 1999 году.
Дабы не мучить читателей юридическими терминами, скажем проще: вот это вот ООО «Промэнергоресурс», которому вроде бы ВП «Запорожская АЭС» ДП НАЭК «Запорожэнергоатом» должно 14 млн, передал «Чистой воде–Бердянск» право на получение этого «висящего» уже 10 лет долга. Передал не просто так. «Чистая вода–Бердянск» должна была компенсировать данную сумму «Промэнергоресурсу», а потом уже получать ее с энергетиков. Причем компенсировать в очень сжатые сроки – всего за 10 дней. При невыполнении этих условий оговаривались очень тяжелые штрафные санкции. И все это только ради того, чтобы требовать уплаты долгов 10-летней давности со стороны ВП «Запорожская АЭС» ДП НАЭК «Запорожэнергоатом» мог теперь не «Промэнергоресурс», а ООО «Чистая вода–Бердянск».
Выгода такого договора весьма сомнительна, а условия крайне отягощающие.
Плата горожан за воду уходила непонятно куда
Для чего мы приводим все эти подробности? А для того, чтобы сообщить, что ООО «Чистая вода–Бердянск» не смогла выполнить условия договора в установленные сроки! И предприятию, которое снабжает бердянцев водой, был включен «счетчик» в виде жестких штрафов!
И вот вместо того, чтобы гасить долги облводоканалу, другим поставщикам (да что там долги, хотя бы вносить текущие платежи) «Чистая вода–Бердянск» постоянно перечисляла солидные суммы ООО «Промэнергоресурс». При этом никаких активных мер для взыскания долгов с ВП «Запорожская АЭС» ДП НАЭК «Запорожэнергоатом» «Чистая вода» не предпринимала. Вот такое «эффективное» хозяйствование! Мы, бердянцы, исправно платим за воду огромные суммы денег. А концессионер ничего не делает, никому ни за что не платит и только перегоняет непонятно куда наши с вами миллионы. Выводы напрашиваются сами собой…
Однако была ли это просто чья-то дурость, или это был способ обналичивания денег, полученных от бердянцев, либо же это было осознанное доведение предприятия до банкротства – тут уж пусть делают заключение специалисты, мы можем только предполагать, оценивая явные вещи.
Добавим к сказанному только то, что сейчас проверяется информация, а был ли вообще какой-то долг у ВП «Запорожская АЭС» ДП НАЭК «Запорожэнергоатом» перед ООО «Промэнергоресурс».
Городское теперь вроде бы и не городское
Далее логическим следствием накопления долгов стало инициирование процедуры банкротства со стороны кредиторов. Но и это еще не самое страшное. Печально то, что наше с вами городское имущество, принадлежавшее некогда предприятию горводоканал, при создании концессии было поставлено концессионером себе на баланс.
Тут мы вынуждены пояснить читателям маленькую, но очень принципиальную юридическую тонкость. На балансе любого предприятия состоит имущество, которое является его собственностью. Поставить что-то на баланс – значит это что-то сделать собственностью предприятия. При создании концессии городская коммунальная собственность, которая передавалась на 30 лет в управление концессионеру, должна была ставиться «Чистой водой–Бердянск» не на баланс, а на забалансовые счета. Есть такое понятие. На забалансовых счетах имущество горводоканала оставалось бы собственностью города. А так оно как бы стало собственностью «Чистой воды–Бердянск». Такие тонкости прошлую городскую власть не интересовали, она не вникала и позволяла делать с коммунальным имуществом все, что вздумается концессионеру. Или, быть может, такая дилетантская наивность тоже была неслучайной?!.
А очень печальным все это оказалось не только потому, что непонятно куда делись миллионы гривень из семейных бюджетов бердянцев. Сегодня арбитражным управляющим, который поставлен в ООО «Чистая вода–Бердянск», составлена предварительная опись имущества предприятия. Так вот в эту опись вошли активы или, проще говоря, собственность бердянской городской громады, которая поставлена на учет как собственные средства ООО «Чистая вода». А это значит, что в случае объявления банкротства и распродажи за долги имущества «Чистой воды» может быть распродана наша с вами собственность.
Нужно учитывать еще и тот факт, что продать это все как целостный имущественный комплекс будет крайне проблематично. Поэтому собственность может продаваться частями. И тогда наш горводоканал, наше имущество, переданное в концессию, может постичь та же участь, что и имущество винзавода, «Стекловолокна»…
Естественно, жить без подачи и отведения воды Бердянск не сможет. И в случае, если произойдет самое страшное, городу придется героически строить новый горводоканал. А это огромные затраты.
Головотяпство или осознанные действия во вред городу?
Такую цену Бердянск и бердянцы могут заплатить за головотяпство прежних городских чиновников. А может, и не головотяпство, а вполне осознанные действия? Ведь приезжал же из Киева заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства. Указывал на ошибки и недочеты в концессионном договоре. Эти ошибки и недочеты были главным образом в пользу концессионера. Но самые серьезные замечания замминистра так ведь и не были учтены. В итоге интересы города остались формальностью, а интересы концессионера прописаны очень четко. Кстати, в том числе и поэтому концессионер выигрывает суды, опротес-товав решение Бердянского совета о разрыве концессионного договора.
Ранее мы об этом уже сообщали. Но напомним еще раз. После истории с Бердянском была принята специальная поправка в закон о передаче коммунальной собственности в концессию. Теперь ни один город в стране не сможет заключить концессионный договор без его согласования с министерством. Бердянск стал отрицательным примером для всей страны. И чем закончится вся эта скандальная история, еще неизвестно.
Сегодня городские власти плотно занимаются вопросом сохранения имущества предприятия, а для начала – разрыва концессионного договора. Вопрос рассматривается на уровне Киева.
Пока же, как нам стало известно, арбитражный управляющий произвел анализ отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ООО «Чистая вода–Бердянск» и сделал вывод о том, что в этой деятельности имеются признаки доведения до банкротства предприятия.
Сейчас работу «Чистой воды–Бердянск» изучают правоохранительные органы. Доведут ли они дело до конца? Дадут ли им это сделать? И что все-таки будет с городской собственностью и с водоподачей в город? К сожалению, эти вопросы пока остаются без ответов.