В основе деятельности архивного отдела администрации Торопецкого района лежит Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями, а также соответствующие региональные и муниципальные правовые акты. Законодательство регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в интересах граждан, общества и государства.
О том, что представляет собой архивный отдел администрации Торопецкого района, какие функции он выполняет, сегодня наш разговор с временно исполняющей обязанности заведующей архивным отделом Светланой Викторовной АЛЕКСАНДРОВОЙ.
- Светлана Викторовна, каковы основные направления деятельности архивного отдела?
- Архивный отдел является самостоятельным структурным подразделением администрации Торопецкого района без права юридического лица. Отдел обеспечивает сохранность, комплектование, учет, информационное обеспечение и использование архивных документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, организаций и предприятий, располагающихся на территории Торопецкого района.
По состоянию на 01.01.2012 года у нас находится на хранении 420 фондов в количестве 61968 единиц хранения, в том числе 398 фондов (59580 ед. хр.) - управленческая документация, 3 фонда (382 ед. хр.) - личного происхождения, 17 фондов (1028 ед. хр.) - по личному составу, 2 фонда (978 ед. хр.) - фотодокументы.
Фонды архивного отдела пополняются за счет документов организаций - источников комплектования и за счет документов ликвидированных учреждений, предприятий, организаций.
- Какие организации относятся к источникам комплектования?
- В порядке, определенном постановлением администрации Торопецкого района, в архивный отдел сдают документы: администрация и Собрание депутатов Торопецкого района, отделы администрации района - образования, культуры, финансовый, комитет по управлению имуществом Торопецкого района; администрация и совет депутатов города Торопца, администрации сельских поселений, Торопецкий районный суд и другие. Всего 20 источников обязательного комплектования. По ходатайству мы можем принимать документы других организаций и не только в случае их ликвидации.
А вот среди ликвидированных организаций, предприятий есть, к сожалению, те, которые не сдали необходимую документацию в архив. И тем самым наказали многих своих работников, которые идут на пенсию, и им необходимы справки о полученной в свое время зарплате. Но взять такие справки уже негде. Правда, знаю случаи, когда наиболее ответственные бухгалтеры ликвидированных организаций хранили документы у себя дома. Ну, хорошо, что сохранили. Однако такую документацию нужно сдавать в архивный отдел. Следует предварительно проконсультироваться с нами о том, как подготовить документы к сдаче.
- Вы уже отметили, что к вам приходят люди за справками о заработной плате. А кто еще и по каким вопросам обращается в архивный отдел?
- Вопросы в основном практического свойства. Помню, большой наплыв посетителей, когда к труженикам тыла были отнесены люди, начавшие свою трудовую деятельность детьми и подростками в годы Великой Отечественной войны. Не могу сказать, что всем, но многим удалось помочь. И сейчас нередко обращаются те, кто ищет свой колхозный стаж. Так как в фондах хранятся похозяйственные книги, то такие обращения в основном удовлетворяются. Нередко граждане ищут документы для вступления в наследство: на отвод земельных участков, о сдаче домов в эксплуатацию, о составе семьи. Такая документация есть в архивном отделе.
В наше время больше людей стало уделять внимание своей родословной. Молодое поколение хочет знать, кто были их предки, где жили. По этому поводу в архивный отдел, случается, обращаются приезжие. Если их прадедушки и прабабушки жили в военное и послевоенное время в сельской местности, то отыскать такую информацию возможно. Но по городу Торопцу подобных сведений у нас нет. Нет и метрических церковных книг. Они когда-то хранились в Торопецком архиве, но в 2005 году метрические книги Псковской духовной консистории по Торопецкому уезду за 1900 - 1918 год в количестве 82 единиц хранения переданы в государственный архив Тверской области.
- С какого времени у вас хранится документация?
- Есть фонды, которые хранятся с 1917 года. Вот, например, имеются документы Грядецкого потребительского общества с 1917 по 1927 год, Хворостьевского волостного комитета деревенской бедноты - за 1918 год, Торопецкой уездной почтово-телеграфной конторы связи Ленинградского почтового округа - с 1917 по 1922 год, Торопецкой школы 2-й ступени им. Толстого с 1919 по 1924 год, Торопецкого районного карточного бюро с 1942 по 1947 год. Кстати, о районной газете. У нас хранятся документы редакции газеты "Светоч" Торопецкого уисполкома за 1923 - 1926 годы, а также редакции газеты "Октябрь" за 1935-1962 годы. Есть фонды: Торопецкого районного Совета народных депутатов и его исполкома с 1928 по 1993 год, Торопецкого педучилища за 1947 - 1956 годы, Торопецкого фельдшерско-акушерского училища за 1945 - 1958 годы и многие другие. Список наших архивных фондов размещен на сайте администрации Торопецкого района
- Светлана Викторовна, если человеку нужна не справка, а более обширная информация, например, для какого-то краеведческого исследования, как он может познакомиться с соответствующей документацией?
- Такие обращения бывают. Если это организация, то в отдел должен направляться официальный запрос. Если посетитель в частном порядке интересуется определенной темой, мы ему предоставляем список фондов, он выбирает нужный и пишет соответствующее заявление произвольной формы с просьбой предоставить документацию. Необходимые документы выдаются, и человек может работать с ними у нас в архивном отделе. Мы всегда готовы пойти навстречу посетителям, и делаем все возможное, чтобы удовлетворить просьбы граждан.