Поступления в дорожные фонды в ближайшие три года могут сократиться на 100 млрд. рублей, в связи с чем Минфин предлагает повысить ставки акцизов на бензин.
Федеральный дорожный фонд России начал функционировать с 2011 года. Главным источником наполнения дорожных фондов стали акцизы на автомобильное топливо. Помимо этого, в Бюджетном кодексе установлена возможность привлечения 10 неналоговых источников. При создании региональных дорожных фондов субъекты Российской Федерации включили более 32 различных неналоговых источников. В это число входит объем доходов от акцизов на автомобильное топливо (по ставке более 2 рублей за литр) и дополнительные доходы данных бюджетов, полученные за счет дополнительного увеличения ставок акцизов на 1 рубль за 1 литр с 1 января 2012 года и транспортный налог.
Стоит также отметить, что при формировании дорожного фонда Минфин прогнозировал уже в 2012 году сформировать дорожные фонды субъектов Российской Федерации общим объемом более 391 млрд. рублей, а к 2014 году - более 531 млрд. рублей. Притом, что фактический объем финансирования в 2010 году был около 200 млрд. рублей, и в 2011 году - 333,2 млрд. рублей.
На сегодняшний день, следуя заявлением Минфина, поступления в дорожные фонды в ближайшие три года могут сократиться на 100 млрд. рублей. В связи с этим Минфин предлагает повысить ставки акцизов на бензин или на иные нефтепродукты. При этом согласно отчету, подготовленному экспертами Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности, качество российских дорог оценивается в 2,3 балла из 7. По этому показателю Россия занимает 136 место в мире из 144. Министерство финансов предлагает постепенно увеличивать ставки акцизов на бензин классов Евро-4 и Евро-5. Об этом рассказал глава Минфина Антон Силуанов, сообщает агентство "Прайм".
"У нас скоро не останется второго и третьего классов, поэтому, если говорить об адекватном налогообложении, у нас сейчас четвертый и пятый класс недоналогообложены. Это была стимулирующая мера, чтобы как можно быстрее переходить на высококлассные бензины и как можно скорее отказываться от второго и третьего классов... Мы говорим о том, чтобы постепенно повышать ставку", - заявил Силуанов.
Соответствующие предложения планируется включить в основные направления налоговой политики РФ на 2014-2016 годы. Согласно утвержденной в конце прошлого года схеме индексации, акциз на бензин класса Евро-4 в первом полугодии 2013 года составляет 8,56 тысячи рублей за тонну, во втором полугодии 2013 года составит 8,96 тысячи рублей, в 2014 году - 9,416 тысячи рублей, в 2015 году - 10,358 тысячи рублей; на бензин класса Евро-5 - 5,143 тысячи рублей, 5,75 тысячи рублей, 5,75 тысячи рублей и 6,223 тысячи рублей соответственно. В случае роста ставок на бензиновые акцизы, цена на бензин начнет повышаться. Такая же ситуация может произойти в случае, если будет модифицирована экспортная пошлина на нефтепродукты в сторону повышения некоторых видов налогов в нефтяном секторе. Помимо этого, следует учитывать факт сезонного повышения цен на бензин (весна-осень). Кроме того, с 2011 г. в России произошел рост ставок по акцизам на бензин и дизельное топливо на 29-32,6% - в зависимости от класса топлива. В 2012 году акциз в среднем повысился на 30%. С начала 2013 года на Евро-3 акциз повысился на 24% (бензин) и 36% (дизтопливо). С 1 июля 2013 г. повысятся акцизы для топлива классов Евро-4 и Евро-5 - в среднем на 6%. Помимо планируемого роста цен на бензин и сокращения поступления средств в дорожные фонды, необходимо учитывать тот факт, что с рынка постепенно выводится топливо класса Евро-3. Поэтому Правительство для стимулирования покупки бензина класса Евро-4 и Евро-5 повышает акцизы на топливо класса Евро-3. С начала года рост цен на бензин в России уже составил 1,9%.