Крузер… Лет 15- 20 назад от одного этого слова у меня захватывало дух. Он стал моей мечтой. Как тогда я думал — несбыточной. Но времена меняются; меняется и благосостояние людей. Постепенно и у меня появилась возможность приобрести автомобиль. Машины были разные — от старенькой ВАЗ-21033 до новенького Паджеро-4. В августе 2008 года я пригнал из Уссурийска Хонду СРВ 2003 года. Скорее от скуки, чем от желания что-то заработать на её продаже. Помыл-почистил и отогнал на авторынок. И тут подкрался кризис… Машины зависли. Примерно через полгода я уже не надеялся на удачную продажу. Оставлять СРВ-шку себе я не хотел; к чему мне была переднеприводная машина, если я люблю рыбалку и путешествия по дорогам и вне их? К тому же у меня уже есть Паджеро-4. Дал объявление об обмене на… Тойоту Ленд Крузер-80. И сработало! Вскоре у меня появился ОН… Мечта всё-таки сбылась! Машина была с многочисленными мелкими «косяками», но меня это не смутило. Итак, что мы имеем… Крузер 80. 1996 года выпуска, тёмно-зелёный. Двигатель — чумовая рядная бензиновая «шестёрка» объёмом 4, 5 литра, карбюратор. Коробка механическая, жёстко подключаемый передний мост. Два кондиционера, холодильник в подлокотнике и одна печка. Короче, обычный «араб» в комплектации GX-R с «запаской» на правой половинке двери багажника. Вместо дополнительного топливного бака прежним хозяином был подвешен газовый баллон на 95 литров и установлено итальянское ГБО «Ловато» одной из первых версий.
Первые пару поездок мне пришлось привыкать к габаритам машины. Один капот чего стоит! Но пообвыкся быстро и начал «гонять». Было очень интересно сравнивать его с Паджеро. Кстати, мой отзыв о нём тоже есть на этом сайте. Конечно, управляемость Крузера по сравнению с Паджеровской никакая. Или почти никакая. Скоростные качества тоже уступают. Но я, конечно, понимаю, что Крузак — не болид для слалома, просто было интересно сравнить. С другой стороны находясь внутри машины каждой своей клеткой ощущаешь её фундаментальность, мощь и надёжность. В Паджеро такого нет (может, я просто привык?), хотя он не менее харизматичен. По прямой трассе Крузер идёт уверенно, ровно и без рысканий. А вот при перестроениях и поворотах заметно «валится». Рулевое управление недостаточно информативное; оно и понятно — трапеция не рейка. Мотор очень тяговитый с самых малых оборотов (опять же невольно сравниваю с Паджериком), разгон приличный на любой передаче. Тормоза мягкие, но очень эффективные; сцепление, коробка — всё работает чётко.
Салон, конечно, старомоден. Хотя джип для бездорожья вряд ли должен иметь внутренности, как у «Лексуса». Тут всё просто, понятно и крепко. Немного не понравилось сиденье водителя — низковато. Особенно задняя часть сидушки. Надо будет над этим подумать и исправить. Ещё сильно не понравились две вещи — работа электростеклоподъёмников и эффективность фар головного света. Сюда ещё тоже руки не дошли.
Поездок по бездорожью было немного; но намертво Крузер не садился ни разу, выбирался сам. Однажды застрял в илу на топком берегу реки. Резина тогда стояла неважная — АТ-шный Данлоп с 60 % износом. Лопаты не было, сам — в туфлях и, как говорится, «при параде»… Наломал веток, напихал под все колёса с обеих сторон. Пару-тройку движений «враскачку», потом пониженная + педаль газа от души — и Крузер выпрыгнул из грязи. Я решил, что мне повезло, и вскоре после этого я установил 2-х дюймовый лифт-комплект «Айрон мен» — спасибо ребятам из «***************», рулевой демпфер и замечательный комплект Гудрич МТ 285/75 16. Резину, кстати, еле нашёл — оказывается, эту модель уже сняли с производства. В результате машина стала выглядеть просто супер. Расстояние от порога в средней его части до земли стало 50 см… Пришлось осваивать новую технику посадки.
Мои опасения, что с увеличением клиренса увеличится и валкость машины — не оправдались. Я выбрал самый жёсткий комплект лифтованной подвески, и Крузер стал крениться даже меньше, чем раньше. Но и комфорта поубавилось. А кому он нужен по уши в грязи? Чуть позже я поставил в ступицы муфты свободного хода (хабы) АВМ — накат стал повеселее; да и для переднего моста полезнее.
Ближе к зиме приобрёл комплект «липучки» от Бриджстоуна такого же размера. Кстати, недорого — по 6500 руб. за новое колесо. Резина понравилась. И в снегу (а у нас его выпало как никогда много), и на льду машина сохраняет сцепление с дорогой, если, конечно, не борзеть. Посмотрим, надолго ли её хватит. До этого шипованной «Хаккапелиты» на Паджере мне хватало на три зимы со среднегодовым пробегом в 60 тыс. км.
При поездках на рыбалку друзья, сидевшие сзади, начинали скулить, что мёрзнут ноги, — печки-то сзади нет… А впереди — жара! Решил поставить. Это оказалось совсем несложно, т. к. на её штатном месте под передним правым сиденьем были даже штатные провода с разъёмами. Надо было просто протянуть шланги с тосолом и установить на панели приборов кнопку. Всё было сделано за 2 дня. В результате в салоне тепло везде, причём настолько, что в —40 можно ехать без верхней одежды. Правда, прогревается машина, на мой взгляд, долго. Кстати, о морозах. У меня на Крузере нет «Вебасты», и нет автопрогрева. Дело в том, что запуск этого карбюраторного двигателя происходит так: один раз нажать и отпустить педаль газа (при этом опускается воздушная заслонка), затем заводить. Естественно, автопрогрев не поставишь — некому педальку нажать. Поэтому запускать приходится утром полностью замёрзшую машину… С полной ответственностью заявляю — машина заводится ВСЕГДА. Почти всегда. До —42 включительно — да; при —45 уже нет… И то из-за АКБ. Видимо, замёрзла батарейка, и умерла после 2-3 оборотов стартера. Масло залито Мобил-1 0W-40. Так что не верьте тем, кто утверждает, будто «арабские» машины боятся холодов и они не для нас. Паджерик у меня тоже «араб», но, правда, без вебасты заводится только до —28. И в нём тоже тепло; и, как и Крузер, он тоже долго прогревается (имею ввиду салон).
Несколько слов о газе. Поскольку оборудование уже стояло — я не стал его демонтировать. И не пожалел. Очень неплохая экономия получается! Летом расход бензина у меня был 16-18 литров, а газа — 17-20 литров. При цене бензина 23-50, а газа 11-00 — считайте сами. Зимой газа уходит побольше — 20-23 литра. Про бензин не знаю, я на нём не езжу, только завожу и прогреваю машину. Правда, когда температура падает ниже —35, иногда приходится переходить на бензин, особенно на трассе. В городе — газ без проблем. В баллон входит до 80 литров газа — запас хода приличный.
В целом машиной очень доволен. Она очень хорошо дополняет Паджеро. У меня теперь есть выбор: хочешь насладиться хорошим драйвом — Паджерик; хочешь съездить с друзьями, лодкой, мотором и прочим «шмурдяком» на рыбалку – однозначно Крузер! Так что надежды мои оправдались, мечты сбылись — чего и Вам желаю. Удачи на дорогах!