Начну с 2 моментов. Во-первых, у меня своеобразная переходная комплектация — рестайловый кузов и дорестайловый двигатель, поэтому часть написанного относится больше к дорестайловой машине, часть — к послерестайловой (формально год выпуска 1999, но VIN 2000). Во-вторых, на мой взгляд, автомобиль абсолютно нишевый. Если вы ищете 5-метровый универсал (ну или даже седан) — скорее всего, вы планируете возить большую семью или много барахла и не имеете проблем с парковкой. Я считаю, что на имиджевую машину Омега не тянет.
Итак. Я целенаправленно искал опелевский универсал, правда, скорее Астру или Вектру. Но через знакомых предложили Омегу, с крохотным по меркам этого автомобиля пробегом 86000 км (причем соответствующим действительности). Взял не раздумывая. Не жалею, однако это скорее брак по расчету — просто для меня её плюсы перевешивают минусы. (см. ниже)
Кроме того, есть у нее… назовем это не минусами, а «особенностями». В первую очередь — спокойный характер машины. С двигателем 2 л разгон не впечатляет. Нет, я не гонщик, но на скорости около 110-120 км/ч обгоны в плотном потоке при движении на четвертой передаче приходится хорошо рассчитывать или включать пониженную (передачи довольно длинные — 120 на 3й это около 5-5, 5 тыс. оборотов). Шестнадцатиклапанный двигатель начинает вменяемо ехать только с оборотов около 3 тыс. , что тоже заставляет либо выбирать спокойный стиль вождения, либо крутить движок. Двигатели 2, 5 (2, 6) и 3, 0 (3, 2), видимо, меняют ситуацию, но славятся катастрофической сложностью в обслуживании (правда, говорят, достаточно надежны).
Рулевое управление типа «винт-шариковая гайка» уступает в точности реечному механизму и отличается «вальяжностью». Правда, здесь мне очень понравился заднеприводный характер машины и задняя подруливающая подвеска, но, оговорюсь, в критичные для данного типа механизма ситуации, требующие скоростного и точного руления, попадать не приходилось. Еще по заднему приводу — все-таки специфика есть. Без противобуксовочной системы человеку, не ездившему на «классике», Омега может зимой преподнести пару неприятных сюрпризов. Однако, имея навык, ездить на ней приятно и вполне предсказуемо. Помянутая мягкость подвески отзывается заметной раскачкой на волнах и кренами в поворотах, для меня, впрочем, вполне терпимыми. Кроме того, при невысоком, по моим меркам, клиренсе (около 14-15 см под защитой), длиннющей базе и свесах сколько-нибудь заметное бездорожье ей противопоказано.
Достоинства авто.
Большой (но не огромный) салон и безразмерный багажник. Сам за собой при росте 185 я сажусь с запасом около 5-7 см по коленям — свободно, но ногу на ногу не закинешь. Водительское место в послерестайловом кузове отменное — жесткое, но удобное кресло, идеально читаемые приборы, хорошая эргономика — всё под рукой, удачный климат-контроль, софттач — пластик и в целом ощущение достаточно дорогой машины. Сзади бедновато, но даже в моей самой скромной комплектации (даже задние стекла ручные) есть задние дефлекторы обдува — пассажиры оценят. Один из главных плюсов машины — багажник. Абсолютно ровный пол и 2. 20 м в длину — это что-то! В ней запросто можно спать вдвоем-втроем, если Вы любитель автотуризма — оцените.
Комфортная подвеска. Мелкие выбоины отмечает шлепком резины, но до пятой точки не доводит. Крупные очень достойно сглаживает. Отдельное спасибо задней подвеске с подкачкой, которая позволяет не слишком задумываться о том, чего и сколько вы в нее погрузили.
Хорошая шумоизоляция. Вероятно, у более современных машин данного класса с этим лучше, но Омега меня абсолютно устраивает. Ни на какой скорости голос повышать не приходится.
Роскошная устойчивость на трассе. Слышали выражение «как утюг»? Это про нее. По прямой идет, не чувствуя колеи, ветра от фур, выбоин и прочего. В сочетании с круиз-контролем и уже помянутым удобным водительским местом это делает Омегу отличным решением для путешествий на дальние расстояния.
Крепкий кузов. Не соврать бы, с 1998 г. Омеги полностью цинкуются. На моей есть 4-летние «сковыры» краски на пятой двери — малолетки пытались отколупать эмблему — без какой-либо обработки пятно совершенно не расходится. Антикор все еще заводской и держится очень крепко — смывать и переделывать не вижу смысла.
Ну и по мелочи — хорошая аудиосистема, радующий лично мой глаз дизайн и прочие мелкие плюшки.
Недостатки авто.
На мой взгляд, главный — то, что машина крайне переусложнена. Компрессор подкачки задних амортизаторов, насос подачи воздуха на впуск при прогреве, своеобразная конструкция двигателя и трансмиссии (один рабочий цилиндр сцепления чего стоит) — обилие таких элементов лично меня не радует. Конечно, они повышают комфорт, экологичность и прочее, но обслуживание автомобиля легче не делают. Для того, чтобы хорошо ремонтировать Омегу, желательно делать это в сервисе с высокой культурой (именно культурой) работы. Или тратить уйму своего времени на то, чтобы сделать качественно. Поимел жуткие проблемы с машиной из-за того, что отдал заменить задний сальник коленвала знакомому гаражному мастеру (как я всегда считал, неплохому).
Продолжение предыдущего — дорогие запчасти. У Опелей есть граница, проходящая примерно по 2000 модельному году. На те авто, что сделаны до нее, запчасти стоят вполне по-божески. Так вот, послерестайлинговая Омега эту границу перешла. Кузовщина — дорогая (ттт, по отзывам хорошего друга), датчики системы управления тоже недешевые (при этом попытки приживить Омеге универсальный лямбда-зонд провалились, пришлось брать качественный неоригинал). Оригинал стоит совершенно порнографических денег. Как пример, за самоблокирующийся дифференциал на Экзисте просят что-то около 150 тыс. руб. Амортизатор с подкачкой (один), оригинальный, я дешевле 6 тыр не нашел. Правда, запчасти на разборках есть и вменяемого неоригинала хватает, но он тоже недешев.
Не лучшая обзорность. Широкие стойки и форма сектора расчистки щеток в пасмурную погоду оставляют с водительской стороны совершенно непрозрачную зону шириной не меньше 10-15 см. Этого вполне хватает для какой-нибудь малолитражки. Плюс типичная для универсала отвесная пятая дверь приводит к забрызгиванию заднего стекла наглухо примерно за 20-30 км по грязной дороге. Дворник же к нему подойдет не всякий — сменил 3-4 модели, пока не подобрал тот, который оставляет меньше всего нечищенных областей. Плюс к тому (возможно, это особенность конкретно моей машины) на скоростях более 120 км/ч при высокой влажности и температуре менее —10 верхняя часть лобовика охлаждается быстрее, чем прогревается печкой, т. е. в дальнем путешествии верхние 20 см лобового стекла покрыты ледяной коркой.
Расход топлива. На трассе титаническими усилиями ее можно уложить в 8-9 литров на сотню. По городу, даже при моей степенной манере езды по моему провинциальному (Нижегородская область) городу, меньше чем на 12л/100 км не надейтесь. Для передвижения в одиночку или вдвоем, по-моему, многовато. «Гонщики», насколько я знаю, вполне могут раскрутить ее литров на 17-18.
Немного поясню оценки. Безопасность снизил из-за заднего привода без антибукса, все же специфичная вещь. В остальном все хорошо.
Будем итожить? Если ваши передвижения предполагают в основном загородную езду, стиль езды ближе к спокойному, вы семьянин или любитель автотуризма, но не любите минивэны, не боитесь заднего привода — однозначно стоит брать. Если же хотя бы одно из этих условий не выполняется, наверное, я все-таки посоветовал бы посмотреть в сторону других машин.