Вот наконец-то собрался с мыслями и решил написать о ГАЗельке.
Небольшая предыстория.
С данным авто я познакомился в феврале 2005г. Было оно куплено моим другом за счет средств своей пассии, с предшествующим советом со мной, для совместной работы. Что имели на тот момент: авто из первых рук (не считая первых двух месяцев после выпуска), в рабочем состоянии, 406. 3дв. карбюратор, хорошим внешним и техническим состоянием, с пробегом чуть более 190000км. Первую недельку занимались небольшими переделками и устранением мелочи. Осмотр на яме определил положительное состояние подвески, рамы. В первую очередь сняли ГБО пропан и заменили на ГБО метан с проваркой днища кузова в месте крепления в грузовом отсеке справа. Проварили днище на месте водителя + был устранен свободный ход рулевой колонки, которого, как правило, не должно быть, за исключением регулировки. Причиной стала поломка крепления колонки к кузову. Данный поломки были вызваны тем, что ГБО стояло в грузовом отсеке справа, а оно тяжелее водителя, ну и плюс груз. Метановое оборудование состояло из четырех торпед по 12 кубиков каждая или аналогично четырем баллонам кислорода. Установили музыку, в перегородке вырезали место под колонки, ну и в общем-то и всё на этом.
Первые выезды по снегу и первые махания лопатой вокруг авто присутствовали каждый день, так начали работать в основном по городу, где дворы чистить особо никто не старался, только колея. Но в этом получили большой плюс: проходимость по снегу хорошая, особенно если груженная. Работали мы вдвоем немного (виной всему стала скорее всего жадность, по моему мнению, так как отдельные заказы, которые проходили через меня официально, я оплачивал по полной стоимости + ремонтировали вместе, а человеку показалось мало), поэтому первых ярких впечатлений как-то не было. В общем, остались просто знакомыми. Потом машина перешла отцу пассии, так как товарищ поругался, соответственно авто было забрано. Эксплуатироваться она стала в экстремально-жестком режиме: металлолом был в перевозках в постоянном приоритете, поэтому что с ней происходило не надо описывать.
А теперь, собственно, отзыв.
Приобрел данное авто в августе 2008г. по возвращению домой, за 70000р. , в рассрочку, с первоначальным взносом 20тыр. , у двоюродного брата мужа пассии. Хоть и знал, что с ней происходила за все это время, купил из-за метана. Стояло оно уже третий месяц на ремонте во дворе, в разобранном состоянии салона и грузового отсека. В кабине осталась только передняя панель. Разобрали для усиления посадочных мест крепления кузова к раме. Отец приварил туда 3мм железо. В результате осмотра (с последующим приведением в рабочее состояние в течение трех недель) выяснил, что мне досталось: стоящий автомобиль с разобранным салоном, двигатель 406. 3, неизвестный мне на тот момент (не сталкивался тесно), с карбом К151Д.
Постепенно начал приводить в надлежащее состояние. Закрепил кузов к раме через резиновые проставки для уменьшения трения металл-металл, проварил местами днище, кронштейн педалей, приварил перегородку моторного отсека к полу с моторного отсека, телевизор, скелет под передними крыльями, переднюю поперечную трубу, которая с левой стороны совсем была оторвана, траверсу двигателя (левая сторона держалась на одном болту, остальное было оторвано), заднюю поперечную трубу засверлил в местах лопин и проварил, задние двери в местах фиксаторов тоже подверглись сварке, резонатор, трубу от него к бочке. Всю эту конструкцию снял целиком, отсоединив от штанов, иначе развалилось бы совсем. На этом сварочные работы были закончены. По объему покажется много, но на самом деле заняло все это два дня времени с большими перерывами на обед, помочь товарищу, замену карбида в ацетиленгенераторе (на тот момент только она и электро была).
Днище в салоне и снаружи обработал антикорром, впереди постелил простой рубероид, обычно бикрост, технофлекс и салон был собран. Радиаторы отопления и охлаждения промыл уксусной эссенцией, поменял прокладку поддона, поставив из маслостойкой резины, прошприцевал рулевую, шкворня. Полдня ушло на бодание с боковой дверью, которая никак не хотела поддаваться регулировке: то низко, то высоко, то неплотно, но я ее победил, как сказал потом предыдущий хозяин: «Нормально закрывается, а я так и не смог ее одолеть». Немного поправил водительскую дверь — была замята в результате сильного распахивания ветром, но регулировке она так и не поддалась. Как потом узнал у первого хозяина, покупал он ее двухмесячной, а до этого у нее был удар слева довольно неплохой (сказать серьезный будет неправильно), вот и результат неплотности закрывания. Поменял лобовое стекло. Карбюратор снял и подверг очистке и промывке. Кто до меня в нем лазил не знаю, но верхний секелек, который должен во вторую камеру направлен смотрел вверх, тонкий игольчатый жиклер слева поплавковой камеры на ускоритель был погнут (еле вытащил). Для подкраски использовал баллончик, чего вполне хватило.
Ну вроде и всё было сделано, настал момент торжественного пуска. Залив воды, посмотрев масло, бензинчик в бак обязательно, подкачал и вот он момент поворота ключа: зажигание, стартер, пуск — есть контакт! Заработало! Радости не было предела. Прогрел, убрал подсос, ровненько работает. Вылез смотреть, как живется в моторном отсеке. Осмотр выявил струю масла на выхлопной коллектор, которая выбивалась из-под соединения головка-передняя крышка. Ну что же, сняв радиатор, помпу, крышку узнал, там прокладка должна быть единая с прокладкой ГБЦ и кто-то до меня здесь побывал. Решил поставить прокладку из маслостойкой резины, но крышку никак не мог поставить на место из-за ее толщины резины, хотя 2мм ерунда вроде. В общем, поставил из бумаги, смазав герметиком. Собрав всю эту конструкцию не смог прокрутить двигатель вручную. Вот, думаю, сломал чего-то где-то. Как оказалось, просто нижний натяжитель надо зарядить было. Мы же как обычно сначала пытаемся сделать, а потом книжку почитать. Час-два пытался зарядить, но оправки так и не смог сделать. Дошел до сервиса, ребята подсказали, как это дело делается. Собрав все стало работать. Масло не течет. В машине люблю сидеть повыше за рулем (не понимаю, как другие ездят, как в «корыте» сидят, хотя рост нормальный — 176см), поэтому на сидушку подложил поролон толщиной см так 15, рулевую колонку вверх. Замечательно: «Высоко сижу, далеко гляжу».
Первые впечатления приятны: обзорность хорошая, посадка высокая, удобная, тормоза четкие, задний распределитель тормозов работает, скорости включаются четко. Ход хороший, плавность при нагрузке приятная, пустая — дубовата. Руль крутится легко и без ГУРа, маневренность и угол разворота устраивает. Подвеска гремит, так ее я не делал, только осмотрел. Свет на машине хороший, светит далеко, но хочется заменить на белый свет, от желтоватого совкового глаза быстрей устают. Перегородку не поставил. Через пару недель прикупил ленолиум в грузовой отсек, постелил, поставил обратно ГБО-метан. Через некоторое время сделал подиум над баллонами, закрыв все фанерой 10-кой.
По газу немного отдельная история. Поехали, заправились, а она толком ехать не хочет. Давишь в пол, а она не идет. Как были обороты 2500 или 3000 — и всё. И бывший хозяин говорил, что она больше 3000 не раскручивалась на газу. Поехал сначала к сервисМЕНАМ, что устанавливали. Посмотрели, проехались, говорят, что сначала надо зажигание отрегулировать и так посмотреть, что там и как. Поехал. Посмотрел парнишка, берет свечник и идет. Я спрашиваю: «Что делать собрались?» Ответ: «Сначала свечи посмотрим, зазор поменьше сделаем, потом дальше будет делать». Я ему: «Мне электронику посмотри, а это я и сам сделаю». В общем, поехал домой. Плюнул на все эти сервисы. Стали мы с брательником глумиться над газом, в общей сложности ушло дня три. Покрутили. На подъеме определили точку, где должна быть включена третья передача, из каких соображений это пришло — даже сами не знаем, просто определили. Едем, не разгоняется. На подъеме крутим. Едет, но не заводится. Снова крутим, заводится, но не едет. Так вот и побороли.
Начал эксплуатацию. Работает, не огорчает. Обороты крутил до 4000, но только при обгоне и то вынужденно. Так вот едет какая-нибудь легковушка, на которой 100 (что бесит) — это не скорость. Догоняешь, на пятой мотор внатяг, на четвертой обороты большие. Приходится идти на обгон, где крутишь до 4000, пятая, газ в пол, еще и запас имеется. Обогнал, скорость до сотки сбрасываем, обороты 3000, едем дальше. Однажды вечерком, уже темнело, ехал с битыми кирпичами на свалку. При повороте делаю перегазовку, вторую, а она ехать не хочет. Встала. Мотор работает, но трясет всего бедного. Подумал на газ, что кончился, хотя по км не должно. Переключаю на бенз, такая же история. Я в непонятках. Оттащили домой. На следующий день стал разбираться: книжку почитал, с другом посоветовался (он ГАЗели чинит), в сервис к ребятам сходил. Было определено две проблемы: либо кусок клапана отвалился (но стука нет почему тогда), либо цепь перескочила, что более радовало. Так прошел день.
На следующий день снял клапанную крышку, выставив метки, вздохнул с облегчением – перескочила цепь. Заодно слил воду и залил тосол. Зарядив теперь верхний натяжитель, поставил на место, собрал, завел, а работает лучше. Поправил обороты, повез на свалку кирпичи, а едет шустрей, хоть и груженная. Потом я узнал, что, как и на классике, надо цепь подтягивать. Через два дня лопнул шланг системы охлаждения от системы к блоку. Как назло. Клиент прождал в итоге полдня. На зиму возим дров на баню, грузим под крышу, сухой навоз в мешках (правда день потом постоять надо открытой, для себя же) на огород. Однажды старый гараж-полвагона товарного в четыре приема увезли. Переезды квартир с правильной укладкой удивляют население, так как однушка с небольшим входит легко. Ближе к зиме поставил в моторный отсек радиатор отопления, вместо воздухозаборника. Теперь в салон шел только горячий воздух. Еще развернул заднюю печку в салон, а сзади сидений повесил шерстяное одеяло.
Грянул кризис, с работой на цельнометаллической совсем туго стало, решил продать или поменять на грузовую. Просил я за нее 100тыр. , может конечно и много, но одно оборудование тянуло на 55тыр. Желающих было много, но за 80р. Нашел в соседнем городе обмен на грузовую. Поехали с другом. Проехав км 60, по собственной невнимательности (шел близко за впереди идущим) и внезапной остановкой (встречные с мигалкой) впереди идущих, ухожу в крутой кювет с благополучным исходом (благо снега мало). Еду по полю и говорю: «Это знак, не хочет машина, чтобы я с ней расстался». Приехали, посмотрел экземпляр, работает, просят 70, на доплату не пишутся, в общем чувствую, что не нужна она мне, наверное. Вечером долго ломал голову, взвешивал все «ЗА» и «ПРОТИВ», еле уснул, а на утро принял решение, о котором ни грамма не пожалел ни тогда, ни сейчас не жалею – машину оставил и решил купить утиль грузовую и восстановить. Так мне дешевле и удобней.
Зима прошла удачно. Заводилась с предварительным прогревом поддона электроплиткой. Специально на зиму ставил навес: и чинить можно, и снег не надо кидать, благо живя в своем доме можно это позволить. Весной перебрал ходовую, поменял передние колодки, сальники суппорта, рулевые наконечники, сайлентблоки рессор, передние кронштейны задних рессор (боролся с ними два дня, одно высверливание заклепок чего стоит), среднюю поперечную трубу в местах лопин засверлил и заварил. Рулевой редуктор пытался перебрать, но люди подсказали смешать литол с маслом и залить все это дело туда и забыть о нем. Так и сделал. Поменял сальник хвостовика, хвостовика КПП, крестовины. Снова проварил резонатор. Топливный бак подвергся сильной коррозии, но исправил холодной сваркой и покрасил антикором. Перебрал ГБЦ. Поставил два немного не новых колеса на перед. Машина стала еще более приятной. Позже купил 3302. По-тихому делается.
Одно время с генератором проблемы были: то есть зарядка, то нет. Чуть не угробил новый АКБ. Неделя была, как купил. Два раза менял манжеты на главном тормозном, главный сцепления после одной переборки поменял на новый, рабочий после двух переборок. На рабочем внутренняя часть настолько износилась, что стопорное кольцо уходило вовнутрь и вставало там поперек. В карбюраторе менял прокладки, иглу, поплавки. Меняли по лету диск сцепления, выжимной. По бюджету на ремонт за это время ушли крохи + конечно в том, что руки из нужного места растут и голова работает. Третий год ездим почти каждый день, пробег небольшой, не перегружаем, не гоняем, вовремя меняем масло, шприцуем примерно через 1500-2000км. Машиной доволен, она меня устраивает. Конечно свежее экземпляр хочется и желательно фермер удлиненный, но пока бюджет не позволяет сделать задуманное.
Ну, так-то и всё, наверное. Спасибо всем, кто дочитал «поэму».
P. S. Разговаривал со многими коммерсами, которые пересели на КРАФТЕРЫ, СПРИНТЫ, ТРАНЗИТЫ: у всех хорошие воспоминания о ГАЗеле. На ней они подняли свой бизнес и заработали на серьезные машины.