Проехал на Ксаре более 50 тысяч, общий пробег сейчас 125000км. Можно подвести промежуточные итоги. Итак, Ситроен Ксара — конкурент таких известных в России машин, как: Алмера, Сивик, Каризма, Астра, Фокус-1 и т. п. Все эти машины гораздо популярнее на вторичке из-за известных стереотипов насчет «французов». Справедливы ли они?
Общие впечатления от машины не изменились, по прежнему добротный строгий салон без лишнего техно и гламура, не приедается и не раздражает. Сверчков два — один появился за приборным щитком сразу после аварии (см. предыдущий отзыв). Второй — между уплотнителем и лобовым стеклом всё время что-то потрескивает при несильных холодах (до —10). Похоже, в щели попадает вода и замерзает, т. к. при замене лобового стекла уплотнитель я не менял. Пластик панели и дверных панелей жесткий, но красивый — черный, с фактурой «под кожу». После семи лет эксплуатации он как новый, велюровые вставки на дверях и обивка сидений — аналогично. Пара трещин появилось только на дерматиновой боковине водительского сиденья, пришлось наклеить заплатку. Сами сиденья не образец эргономики особенно спинка — она слишком выгнута), но нисколько не просели за все годы. Менял лампочки подсветки дисплея и экспериментировал с установкой разных магнитол — консоль разбирается элементарно, всё сделано грамотно и не расшатывается со временем. Кстати, оставил штатный Кларион, т. к. привык к подрулевому джойстику, а с другими он не работает. В задней полке (с деревянной подложкой) у меня стоят блины DLS, с бумажными диффузорами, а в передних дверях 13-дюймовые мид-басы Hertz, пищалки оставил родные. Звук получился неплохим даже со штатником, хотя для комфортного прослушивания на малой громкости не помешало бы добавить усилитель… Последнее, что есть сказать по салону — комфорта добавляют отдельные плафоны подсветки перед/зад и штатные шторки на стёклах задних дверей. Я не любитель таких вещей, даже поначалу хотел снять эти шторки, но пассажиры отчего-то приходят в восторг и постоянно спрашивают где я их купил: ))
Двигатель. Нареканий по нему нет, кроме шумной работы при холодном запуске. Кстати, при —32 он заводится именно так, как я и ожидал от Ксары, по опыту предыдущих машин от PSA. Всегда с первой попытки, примерно со второго-третьего оборота коленвала. Масло — Total 9000 (5w40). Зимний запуск был одним из решающих факторов при покупке именно этой модели, морозы на Урале не детские… Ремень ГРМ с роликами я поменял при пробеге 110 тысяч, он был уже потрепанный, но тысяч 5-10 бы еще прошёл. Конструкция двигателя абсолютно традиционная — метки ГРМ имеются, все шкивы и звёздочки посажены на валы с обычными шпонками, а не как на Рено. Интересно сделано зажигание — высоковольтных проводов вообще нет! Вместо них есть т. н. «модуль зажигания». Это пластиковая кассета Valeo, в которой две катушки (по одной на пару цилиндров). От нее идут четыре трубчатых отростка и вся эта «вилка» одевается прямо на свечи. Надёжность этого узла высокая, да и стоит он оригинале всего 4500р — ненамного дороже, чем комплект фирменных проводов. Кстати, практически все детали под капотом имеют маркировки Valeo или Bosch. Масло нигде не подтекает и двигатель его не ест, более чем за год эксплуатации не долил ни грамма. Мыл движок у официалов — без последствий.
Кузов. Не ржавеет, даже на послеаварийной ссадине на правом крыле за год не появилось ни одного жучка — оцинковка рулит. Качество ЛКП — более чем хорошее, царапины машина не притягивает. Жесткость кузова средняя — при перекосе двери открываются без усилия, но такого ощущения монолитности, как на трёхдверках Пежо, тут конечно нет, это заметно на ходу.
Трансмиссия. КПП у меня пятиступка серии MA, она же ставится на остальные модели концерна. К самой коробке нареканий нет, только к её приводу. Привод, как водится у французов, слишком лёгкий, с большими ходами, в нейтрали рычаг болтается. Само включение происходит вполне чётко, вопросов включилась передача или нет — не возникает. Сцепление стоит родное, при пробеге 85000км заменил выжимной подшипник (шумел при выжатой педали), масло в коробке (Total 75W80), а недавно и тросик. Родной трос имеет механизм саморегулировки натяга, он начал барахлить, пару раз педаль сцепления в пробках проваливалась в пол — ощущения не из приятных. Не стал тратиться на оригинал (3200р), а заказал через Экзист немецкий тросик фирмы ATE, с ручной регулировкой натяга (2100р). Поставил, отрегулировал педаль — стало лучше, чем с родным. Наверное уже скоро придётся менять само сцепление, хотя симптомов его износа пока нет. Приводные валы тоже работают исправно, периодически проверяю пыльники на целостность.
Ходовая. Очень нравится рулевая рейка. На далеко не новой машине — никаких намёков на люфт, даже при проезде трамвайных путей сходу! Все кочки как бы растворяются в её недрах, а на руль приходят в «округлой» форме, информативность на очень высоком уровне. От упора до упора руль делает целых 3, 3 оборота, но при этом он совершенно не «ватный». Если сравнить, например, с Хондой Сивик —7 (2002г), то поворачивая руль на Ксаре ты чувствуешь, что совершаешь именно работу по повороту колёс, а на Сивике — как бы посылаешь сигнал колесам… Жидкость из ГУРа не подтекает, хотя летом почему-то пришлось долить около 100гр. , куда ушла — так и не понял. Рулевые тяги и наконечники за прошедший год менял трижды! У дилера их почему-то не оказалось, пришлось купить неоригинал фирмы Sasic. Первый раз их хватило на полтора месяца, купил опять в том же магазине — разбил за месяц! Тяга стоила 700р, наконечник — 300р, установка — 1200р. и схождение — 600 рублей. Стал догадываться, что виноват не только мой активный стиль езды, но и этот самый Сасик, купил в Экзисте тяги Moog (это известный концерн Federal Mogul) — езжу с августа, всё ОК. Поставил также шаровые Moog, т. к. в оригинальных за 35 тыс. км разболтались пальцы (стуков не было). Езжу я действительно быстро, часто увлекаюсь и пропускаю хорошие удары, так что всё закономерно. Также поменял сайлентблоки передних рычагов, пришлось ставить Sasic — других не было, да и резинки этого бренда гораздо лучше, чем их железки, судя по форумам. В заднюю подвеску не заглядывал, пока поводов нет. Еще в ноябре заказал у О. Д. передние подушки крепления балки к кузову (те самые, подруливающие), пока получил только одну (везут из Франции). Подушки недешёвые, по 3100р/шт. , но как говорят специалисты — с неоригинальными подушками эффект подруливания пропадает, зато их можно купить от 600 руб. Информация для владельцев Ксары: если будете менять подушки — нет смысла заказывать оригинальные для пострестайлинговой машины, их номера по каталогу 5131. А2 и 5131. А3. Это очень редкие детали и их нет на складах ни одного из российских дилеров. На дорестайле стояли точно такие же подушки, только в номерах вместо «A» надо подставлять «8». Такие подушки и стоят дешевле, и есть на складах, и главное — машина с ними азартнее в поворотах, они мягче и подвеска доворачивает больше… До главной проблемы Ксары — замены подшипников задних рычагов, я ещё не дожил, люфтов пока нет. В целом подвеска на редкость энергоёмкая, пробои — большая редкость, и по моему мнению — очень надёжная. Надо просто не экономить гроши, а брать оригинал, или проверенные бренды.
Электрика. Тут есть два глюка. Первый — периодический сам по себе включается ближний свет. Виноват замыкающий контакт в левом рычажке переключателя. Надо снимать, разбирать и чистить. Второй глюк — давно у меня уже горит лампа зарядки аккумулятора. Зарядка идёт, с напряжением генератора всё ОК. Проводок, идущий на лампочку, где-то перетёрся и замыкает на массу, в сильные морозы лампочка гаснет, а после прогрева снова загорается. Всё никак руки не дойдут найти где коротыш.
Вот и всё, что можно сказать о машине. На мой взгляд проблем с ней совсем немного, машина действительно надёжна и неприхотлива.
Напоследок хочу высказать свои соображения о восприятии французских марок в России. Мне кажется, французы сами себе роют яму. Это я говорю об их рекламе и о духе, в котором написаны почти все статьи в журналах и тесты по ТВ. Везде упор делается на какие-то дурацкие ценности, типа «французский шарм», «утончённый стиль» и т. п. В нашей стране это не только мало ценится, но и вызывает ядовитую усмешку у любого практичного человека. Складывается впечатление, что больше никаких козырей у французов нет. Нигде я не слышал, чтобы рекламировали их традиционные плюсы — крепкие подвески, нержавеющие кузова или, например, отличные дизели. От всего этого «шарма» и «гламуру» уже тошно становится, чувствуешь себя чуть ли не Серёжей Зверевым, хотя ездишь на машине, которая заслуживает определения «настоящего мужского автомобиля» гораздо больше, чем многие её конкуренты. Может быть это даже специально делается, и вот почему: несколько лет назад я работал в известной французской молочной компании. Так вот, политика французов — никогда, ни при каких условиях не платить за «полку», т. е. за то, что их товар будет представлен в каких-то крупных торговых сетях. Они считают, что за счёт качества их продукция продаёт сама себя, и это как раз торговые сети заинтересованы с ними работать, для собственного престижа. Не удивлюсь, если и представительства французских автогигантов не платят за рекламные статьи и тесты. А в ответ получают такие медвежьи «похвалы», после которых многие от их машин просто отворачиваются, чтобы не прослыть ничего не понимающими в «драйве» любителями гламура.