В редакцию нашего издания обратился житель села Таштып Владимир Бабич. Это не первый визит депутата Таштыпского районного совета к журналистам: в 2010 году он уже обращался в наш отдел, после чего вышла публикация "Над законом, или Автомобильная анонимность по-таштыпски".
На этот раз Владимир Ремович снова порадовал россыпью тем и сюжетов, но предложил заострить внимание на конкретной проблеме: неужели чиновникам по-прежнему дозволено нарушать закон?
Не обладая компетенцией самостоятельно ответить на поставленный вопрос, наш сайт предлагает вашему вниманию историю, рассказанную Владимиром Бабичем.
Жили-были два соседа
История Владимира Бабича уходит корнями в российскую ментальность. В частности, в те ее особенности, которые касаются добрососедских отношений и перманентного поиска жизненной справедливости. В 2010 году, как уже было сказано, наш сайт опубликовал статью "Над законом, или Автомобильная анонимность по-таштыпски" (№46 (1016) от 18-24 ноября 2010 года). В ней Владимир Бабич рассказывал о том, как его сосед – высокопоставленный сотрудник местного следственного отдела (тогда еще Следственного комитета при прокуратуре) – купил новую машину "Toyota Avensis", но упорно ездил на ней без регистрационных номеров. Никакая из ответственных структур, как то: ГИБДД или прямое начальство нерадивого соседа, некоторое время мер не принимали. Даже после того, как на автомобиле были обнаружены следы возможного ДТП. Владимир Бабич, пользуясь случаем, лично обратился к главе МВД Хакасии Илье Ольховскому с просьбой восстановить справедливость. Министр отметил, что прокуратура живет по своим законам, поэтому и разбираться по такому поводу может и должен прокурор. После нескольких писем в различные инстанции сосед начал-таки ездить с номерами, однако перед этим совершил на Владимира Бабича "наезд": встретил и в нецензурной форме потребовал "оставить в покое его автомобиль".
Прошло около года, и история получила продолжение. По словам Владимира, "Toyota Avensis" продолжала ездить с тонировкой "в ночь".
– Если смотреть с улицы, то там руля не видно, просто нулевая видимость, – рассказывает Владимир Бабич.
Согласно "Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств", "светопропускание ветровых стекол должно быть не менее 75%, а стекол, не являющихся ветровыми, – не менее 70%". Если вышеуказанные требования не выполнены, то управление транспортным средством запрещено (п. 7. 3 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств ПДД). С 1 июля в КоАП России были внесены изменения, согласно которым за неправильную тонировку будут не только штрафовать на 500 рублей, но и снимать регистрационные номера. Сохранить номера водитель может в случае "устранения неисправности на месте", другими словами, содрав слишком темную пленку с окон.
Естественно, "на глаз" процент светопропускаемости определить не может никто, даже специально обученный сотрудник органов, поэтому, согласно Административному регламенту, "сотрудник ГИБДД в случае визуального обнаружения признаков административного правонарушения вправе остановить транспортное средство и произвести замер светопропускания с применением специального прибора".
Выдачи нет?
Не являясь сотрудником ГИБДД и не работая в следственных органах, Владимир Бабич был вынужден пойти своим путем. Дабы пролить свет в прямом и переносном смысле, в начале мая 2011 года таштыпский депутат написал письмо на имя руководителя Следственного комитета России, в котором вкратце изложил суть проблемы, включая и предыдущую историю с госномерами. В письме Бабич посетовал на то, что в правоохранительных органах существует "круговая порука, безответственность и безнаказанность". Через три недели пришел ответ на письмо за авторством инспектора по контролю за расследованием уголовных дел в отношении лиц особого правого статуса В. Карпенко. "Обращение направлено для рассмотрения в следственное управление Следственного комитета РФ по РХ", – говорилось в письме. В последний день мая 2011 года пришел ответ из местного следственного управления.
"Сообщаю, что ранее Ваши обращения с аналогичными доводами тщательно проверялись должностными лицами следственного управления в апреле 2009, октябре и декабре 2010. По результатам проверок Вам направлены исчерпывающие, мотивированные ответы и разъяснен порядок их обжалования. Оснований для принятия мер реагирования к Иванову (фамилия изменена не имеется", – ответил и. о. руководителя СУ СКР по РХ И. Денисов.
Впрочем, на этом Владимир Бабич не успокоился и осенью решил продублировать попытку. В середине сентября он написал заявление в МВД Хакасии с требованием привлечь водителя "Toyota Avensis" к административной ответственности по ст. 12. 5 п. 3. 1 КоАП РФ. МВД перенаправило обращение во все тоже следственное управление: на этот раз Бабичу ответил нынешний его руководитель Владимир Коневских. "Ваши доводы о том, что Ивановым используется автомобиль с тонированными стеклами, подтвердились. Вместе с тем Государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Таштыпский" установлено, что на автомобиле, которым управляет Иванов, установлены стекла, светопропускание которых соответствует техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. При таких обстоятельствах оснований для применения мер воздействия к Иванову не имеется", – говорится в письме.
Еще одна бумага пришла после того, как Владимир Бабич сделал депутатский запрос по интересующей проблеме. В письме приводится ответ из таштыпского отдела ГИБДД, из которого следует, что 18 сентября 2011 года осмотр указанного автомобиля производился, а "в результате осмотра установлено, что на передних боковых стеклах автомобиля отсутствуют дополнительные покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, что соответствует техническим требованиям эксплуатации транспортных средств. О чем составлен акт технического осмотра транспортного средства".
Не верь глазам своим
Все это могло бы показаться истерикой отдельно взятого человека, местечковым сведением личных счетов на фоне "охоты на ведьм". Да и заключения официальных лиц, что и говорить, весомее невооруженного взгляда.
Однако возникает и несколько объективных вопросов. К примеру, почему сотрудник следственных органов спокойно ездил с "подозрительной" тонировкой до того момента, пока депутат Бабич не закидал всевозможные ведомства запросами? Проверял ли кто-то его? То же самое и с номерами. И сколько бы на дороге продержался НЕ сотрудник органов в аналогичной ситуации?
Как пояснили нам в следственном управлении Следственного комитета России, никаких правовых норм, которые не позволяют сотрудникам ГИБДД останавливать сотрудников силовых ведомств, нет. Формально это так, как происходит по факту – тайна, покрытая мраком.
Кстати, Владимир Бабич предоставил фото и других автомобилей служителей закона из Таштыпа, которые предпочитают скрываться за темными стеклами. Помимо сотрудника следственных органов, среди них – бывший начальник одного из ведомств системы МВД и чиновник районной администрации.
– Приезжал к нам и Зимина кортеж, я специально пошел, чтобы посмотреть на предмет тонировки: там ни у одного автомобиля такой сильной тонировки не было. А у нас ездят, – недоумевает Владимир Бабич.
Хотя этот момент кажется очевидным: высшее руководство, а следовательно, и все, что их окружает, всегда под пристальным вниманием, поэтому таких "глупостей", как "подозрительная" тонировка, позволить себе не может. На периферии все иначе: никто особо не конспирируется.
А, может, есть и другой момент: амбиции у местечковых чиновников есть, а вот автомобили пока нечета правительственным, стыдно ездить на "дровах", вот и скрываются за темными стеклами. Хотя многие рядовые граждане о таких "дровах" могут только мечтать.