С 1 января 2012 г. вступает в силу Федеральный закон № 170 "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты России". Он значительно меняет порядок прохождения ТО и заключения договоров ОСАГО в 2012-ом и последующих годах. О том, что принесет новый законопроект в жизнь автовладельцев, рассказывает директор ООО "НБСК-Торопец" Николай Леонидович Позин.
- Николай Леонидович, разъясните, пожалуйста, какие изменения в процедуре прохождения технического осмотра ожидают автовладельцев?
- С 1 января 2012 года ОСАГО и технический осмотр автомобиля будут связаны неразрывно. Это значит, что оформить полис ОСАГО можно будет только при предъявлении страховой компании талона о прохождении технического осмотра или международного сертификата соответствия транспортного средства. Если раньше человек, купив машину, сначала ее страховал, а потом проходил диагностику, то теперь он сначала должен пройти диагностику, получить технический талон, и только затем обращаться в страховую организацию. Предъявляемый при оформлении полиса ОСАГО талон техосмотра должен быть действителен еще как минимум в течение 6 месяцев. Данный порядок вводится на всей территории Российской Федерации для всех компаний и агентов, предлагающих услуги страхования ОСАГО.
- Какие новые права появятся у страхователей?
- Начиная с января будущего года, согласно пункту 4 Закона об ОСАГО страхователь наделяется правом предоставлять документы для заключения договора в электронном виде. Но данное право не бесспорно, а действует лишь по соглашению сторон. К новым и уже неоспоримым правам относится то, что владелец машины теперь сможет пройти технический осмотр не только по месту регистрации транспортного средства, но в любом регионе России. К тому же ТО перестал быть государственным, пройти его будет можно в любом аккредитованном техническом центре, также до 2013 года можно пройти техосмотр и в ГИБДД. Аккредитация проводится на платной основе. В статье 11 Закона о техосмотре определены требования к станциям техосмотра, желающим получить аттестат аккредитации от профессионального объединения страховщиков. Фактически, получить аттестат может любая станция ТО, которая имеет оборудованное помещение, хотя бы одного эксперта и возможность отправлять сведения о прохождении техосмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра России. В единой информационной системе, объединяющей всех страховщиков, будут фиксироваться и сведения о выданных полисах. Благодаря ей, проверка правильности данных при оформлении полиса ОСАГО не составит труда.
- Судя по сказанному, новые права появляются и у страховых компаний?
- Да, и это еще одна особенность нового закона об ОСАГО: в 2012 году страховщики смогут предъявлять регрессные требования не только к водителям автомобилей, но и к операторам технического осмотра. То есть, если при прохождении технического осмотра не были замечены неисправности транспортного средства, то расплачиваться за свою невнимательность придется оператору технического осмотра, помимо этого, такие операторы могут быть лишены аккредитации. Здесь речь идет не о конкретном сотруднике, а о целой организации, осуществляющей техосмотр. Страховщики заинтересованы в том, чтобы он производился реально, поскольку состояние транспортного средства находится в прямой связи с аварийностью, а следовательно - с убыточностью по ОСАГО.
- И последний вопрос: приведут ли новшества к удорожанию полисов?
- Стоимость полиса ОСАГО будет регулироваться Федеральной службой по тарифам и различаться в зависимости от региона. Что касается технического осмотра, не надо забывать, что владельцы новых легковых автомобилей будут получать талон ТО на 3 года (с момента выпуска) сразу при регистрации автомобиля, а машинам возрастом от 3-х до 7-ми лет нужно будет проходить техосмотр раз в 2 года. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru