В редакцию нашего издания пришло письмо от депутата Таштыпского районного совета Владимира Бабича, который неоднократно становился героем наших публикаций. Письмо, под которым подписалось почти два десятка жителей Таштыпа, предлагаем вашему вниманию.
"Ко мне, как к депутату районного Совета, стали обращаться жители села Таштып, мои избиратели, в связи с тем, что у них появилась проблема с поездкой в г. Абакан и г. Абазу. До июля 2012 года по маршруту Абакан-Аскиз-Таштып-Абаза-Арбаты и обратно было 36 рейсов в сутки с интервалом движения 15-20 минут. Перевозка пассажиров по маршруту осуществлялась автомобилями "Газель", имеющими 13 или 15 посадочных мест, и автомобилями "Мерседес" вместимостью 16 и более мест. Стоимость проезда от Таштыпа до Абакана была на "Газели" – 185 рублей, на "Меседесе" – 245 рублей, пассажирам это было удобно. Ситуация изменилась после того, как министерством транспорта Хакасии был проведен новый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров по этому маршрута с обязательным условием по посадочным местам не менее 16. В результате число перевозчиков уменьшилось до трех, в том числе на маршруте появились "Форды" транспортной компании "Хакасия", а "Газелей" не стало совсем. На сегодняшний день на маршруте осталось 14 рейсов в сутки с интервалом движения более часа, стоимость проезда – 243,30. Жители Таштыпа вынуждены терять время в ожидании автобуса, кроме этого их лишили права выбора по стоимости проезда.
19 июля 2012 года Бабич В.Р."
Перенасыщение
Особенно недовольны происходящим владельцы фирм, в парках которых были в основном "Газели": фактически они остались не у дел.
Мы побеседовали с хозяйкой одной из транспортных фирм: женщина уверена, что отечественный автопром с местного рынка вытесняют искусственно в интересах определенных "лиц и предпринимателей". Впрочем, ничего более собственных оценочных суждений хозяйка фирмы предоставить в качестве доказательств тому не смогла. Но настрой предпринимателя понятен: незадолго до того, как фирма ушла с маршрута, были закуплены несколько микроавтобусов, за которые теперь нужно платить кредиты.
Цены на проезд по данному направлению выросли еще 12 августа.
– Сами по себе тарифы не выросли. Данное повышение цены связано с тем, что предприниматели заключили договор на использование так называемой "мягкой марки" (Ford и Mercedes) вместо "твердой марки", которая была до этого. Надо сказать, что по направлению до Абазы многие предприниматели уже давно используют "мягкую марку", но сейчас она будет использоваться всеми. "Твердая марка" будет использоваться только в экстренных случаях, "на подмену", – рассказала инженер по эксплуатации автовокзала Абакана Оксана Проц.
В министерстве транспорта Хакасии нашему журналисту заявили, что "уже устали пояснять по этому поводу". Существует "закон о конкуренции", который заставляет проводить конкурсы между предпринимателями, а на то она и конкуренция, чтобы кто-то проигрывал. В самом деле, автобусов стало ходить меньше, поскольку раньше они ходили полупустыми.
– Мы проанализировали пассажиропоток и посмотрели, на каких маршрутах есть перенасыщение транспортом. Там по два человека ездило в каждом автобусе, мы понимаем, что люди за свой комфорт беспокоятся, но есть же такое понятие, как экономическая целесообразность, – рассказал нам начальник отдела развития транспортного комплекса минтранса Хакасии Анатолий Ширяев. – Что касается компании "Хакасия", то она на этом маршруте не работает, она пока является одним из соискателей, участвует в конкурсе, и если победит, то будет работать. А вообще там несколько предпринимателей сейчас работают. Кроме того, работает еще несколько транспортных средств для льготных категорий населения и автобус "Красноярск-Абаза", на котором также можно уехать.
Нелюбовь
За что так невзлюбили чиновники минтранса отечественный автопром? Как пояснил Анатолий Ширяев, все делается "из соображений безопасности": "Газели" попросту не справляются, когда речь идет о расстоянии более чем в 200 км. Кроме того, политика минтранса такова, что должны использоваться автобусы с количеством пассажирских мест – не менее 15. Это правило автоматически оставляет большинство "Газелей" "за бортом". Анатолий Ширяев не стал "разглашать", на каких еще маршрутах в ближайшее время произойдет полная замена российских авто импортными марками, однако заверил, что чиновники "планомерно работают в данном направлении". В первую очередь "Газели" постараются окончательно убрать с маршрутов дальнего следования. В этой связи интересно было бы услышать мнение федеральных чиновников, которые с пеной у рта кричат о необходимости поддержки отечественного автопроизводителя.
Если отбросить разговоры о происках конкурирующих группировок, то получается следующее. С одной стороны, выросла цена на проезд. Значительно ли? В среднем, на 60 рублей. Если бы такая сумма появилась в графе "ежедневные расходы", это было бы ощутимо. Но вряд ли кто-то ездит из Абазы в Абакан каждый день: расстояние все же немаленькое.
С другой стороны, ездить стало более комфортно: сложно объяснить на словах, чем отличается наше авто от импортного, пусть даже и собранного в России, но разница очевидна.
То, что движение стало менее интенсивным, тоже не совсем удобно: ждать автобус не нравится никому. Однако это обстоятельство было бы критичным, если бы речь шла о небольшом расстоянии с большим пассажиропотоком: к примеру, когда убрали несколько транспортных средств с маршрута "Абакан-Минусинск", это, в самом деле, напоминало коллапс. В случае с Абазой это вряд ли произойдет: изучил расписание, пришел вовремя, сел и поехал.
Впрочем, к этой теме мы еще вернемся.
Автобусные разговоры
В автобусах люди разговаривают о чем угодно – по делу и просто так. А с появлением такого средства связи, как мобильный телефон, иногда создается впечатление, что некоторые люди считают своим долгом, сев в автобус, заговорить по сотовому. И абсолютно неважно, насколько значимы те вопросы, которые они собираются обсуждать: по телефону нужно поговорить просто потому, что он есть. Информация вылетает в эфир, как бы оправдывая приобретение сотового.
Иногда люди общаются между собой без посредничества техники. Тогда диалоги получаются живыми и злободневными, несут больше энергии и "жизни". В эти дни, в частности, ведутся разговоры о религии и "околорелигии".
Девочка и Папа
В маршрутке едут парень и девушка. Обоим – лет по шестнадцать. Разговаривают о подарке маме на день рождения и о чем-то еще. Проезжая мимо Храма равноапостольных Константина и Елены в Абакане, девушка замечает:
– Я никогда не видела, чтобы у этого храма много людей собиралось. Один раз только видела, когда Папа какой-то приезжал, ну, не Римский, конечно, Папа, а какой-то другой...
Учитывая то, что о визите главы Римской Католической церкви в Абакан, действительно, ничего неизвестно, приезжал "кто-то другой". Очевидно, имелось в виду посещение столицы Хакасии Патриархом Кириллом, который год спустя после пребывания на земле Хакасии неожиданно для себя получил в Абакане еще один сан.
Вассерман и рокер
Дальняя дорога из Красноярска в Абакан позволяет собраться вместе персонажам из разных жизненных пьес. Где-то в районе Новоселово со своего места встает мужчина с бородой и длинными волосами, собранными в "пучок", и начинает ходить по салону: сначала идет к водителю, потом возвращается на место, затем идет в конец салона, очевидно, забывая какие-то вещи, снова возвращается на свое место, и затем вместе с вещами перемещается в "хвост" автобуса, занимая свободное кресло.
Помимо бородатого мужчины в автобусе едет компания людей, судя по одежде, недавно посетивших концерт какой-то рок-группы. Это не тинэйджеры, а вполне себе суровые мужики, которые натянули на округлости животов футболки с черепами и готическими вензелями, видимо, желая тряхнуть стариной. Когда "бородач" в очередной раз проходит мимо компании, один из рокеров, очевидно, самый суровый, недовольно заметил:
– Это, батюшка или кто ты там, Вассерман, прекращай ходить, батюшка, я тебе серьезно говорю, ходишь – спать мешаешь, сядь уже, прижми, Вассерман!
Воспаленное алкоголем сознание сурового мужчины так и не смогло до конца идентифицировать образ "ходока": то ли православный батюшка, то ли Вассерман – поди разберись спросонья. Правда, после рокер искренне извинялся и, выйдя из автобуса на остановке напротив Преображенского храма Абакана, даже перекрестился.