7 сентября командарм отдал приказ о подготовке войск к наступлению. Срок, отведенный для приготовлений, и на этот раз был весьма коротким. Он немного увеличился в связи с тем, что Ставка, внимательно следившая за их ходом, 7 сентября дала генералу Н. Ф. Ватутину указание отсрочить на несколько дней начало операции.
Это позволило командованию 38-й армии провести некоторые дополнительные мероприятия по подготовке наступления. Они осуществлялись под постоянным наблюдением командующего фронтом. Он несколько раз приезжал в штаб армии и в ее соединения, знакомился с ходом подготовки, особенно подчеркивая необходимость организации четкого управления войсками и тесного взаимодействия между пехотой, танками, артиллерией и авиацией.
Эти задачи и отрабатывались частями и подразделениями армии, которые поочередно отводились в тыл для проведения тактических занятий и тренировок личного состава в условиях, приближенных к боевым.
Это была большая сила
Однако и противник располагал в полосе фронта значительными войсками. В их составе было 574 тыс. солдат и офицеров, 6960 орудий и минометов (без 51-мм), 1200 танков и штурмовых орудий. Они поддерживались 8-м авиационным корпусом 4-го воздушного флота, насчитывавшим до 500 боевых самолетов.
Следовательно, наши войска имели численное превосходство лишь в людях и в артиллерии соответственно не более чем в 1,5 и 1,8 раза. В авиации же силы были примерно равными, а танков и самоходной артиллерии у противника было больше. Тем не менее советское командование в ходе подготовки операции сумело путем решительного массирования сил и средств создать значительный перевес на намеченных участках прорыва.
Это прежде всего коснулось полосы 38-й армии.
Дело в том, что именно ей противостояла вышеупомянутая главная группировка врага, и задача разгрома последней требовала значительного усиления наших войск на бердичевско-казатинском направлении. Поэтому здесь были сосредоточены еще две общевойсковые — 1-я гвардейская и 18-я, а также две танковые армии — 1-я и 3-я гвардейская. Это, естественно, привело к уменьшению полосы 38-й армии.
Ей был оставлен участок восточнее Брусилова протяженностью 25 км по фронту.