В сентябре 2002 г. во всем мире заговорили о чуде. В Бурятии на одном из кладбищ откопали мумию главы российских буддистских священнослужителей – Пандита Хамбо-ламу Даши-Доржо Итигилова XII. Сенсация заключалась в том, что похороненный в 1927 г. лама мало того, что нисколько не разложился, но и вообще выглядел как живой. Республиканские судмедэксперты, осматривавшие тело, не могли поверить, что с момента смерти прошло три четверти века. Если верить преданию, в 1927 г. 75-летний Пандита Хамбо-лама Даши-Доржо Итигилов ХII сел в позу лотоса, помедитировал и перестал подавать признаки жизни. В этой же позе лотоса монахи поместили его в кедровый ящик, засыпали с головой солью и закопали на кладбище.
Перед кончиной лама оставил завещание, в котором отдал распоряжение извлечь его тело из могилы дважды: через 30 и через 75 лет. В первый раз ламу выкопали на два года раньше срока, убедились, что телом ничего не произошло, и вновь закопали. В 1973 г. могилу Итигилова опять вскрыли (на сей раз монахи действовали по собственной инициативе). В третий раз (теперь уже окончательно) ламу извлекли из земли в 2002 году. Тело было перевезено в Иволгинский дацан и помещено в стеклянный саркофаг. Конечно, история знает немало примеров, когда тела умерших прекрасно сохранялись на долгие годы – но обычно в таких случаях умерших мумифицировали специально. Как известно, больших успехов в этой области достигли древние египтяне. После смерти человека родственники несли его труп в храм, где проходил длительный ритуал бальзамирования. Все внутренние органы при этом убирались, а сердце погребали вместе с умершим в особом сосуде.
Египетские мастера-бальзамировщики сначала извлекали через ноздри железным крючком мозг. Затем делали острым камнем разрез в паху и очищали брюшную полость от внутренностей. Наконец, наполняли чрево благовониями и на 70 дней клали тело в натровый щелок. После этого обвивали его повязкой из полотна и намазывали особым составом. Для бедняков существовал более простой и дешевый способ: в брюшную полость вливали сок редьки, после чего тело укладывали в натровый щелок на 70 дней. Мумифицированием тел занимались не только египтяне, но и южноамериканские индейцы, гуанчи (народ, некогда живший на Канарских островах) и скифы.
В современной истории самым известным случаем бальзамирования является, безусловно, бальзамирование тела Владимира Ленина, которые было осуществлено в 1924 г. Борисом Збарским и Владимиром Воробьевым. Мумия, как мы и сейчас можем убедиться, удалась на славу. Ильич стал "живее всех живых". Историк Луис Фишер рассказывает, что когда в 30-х годах западные газеты стали писать, будто в Мавзолее "лежит не мумия, а восковая фигура", советские власти разрешили группе западных журналистов обозреть святыню. Профессор Збарский упомянул перед собравшимися о секретных процессах мумификации и предсказал, что тело останется в таком виде лет сто, затем открыл герметически запечатанную стеклянную витрину, ущипнул Ленина за нос и повернул его голову направо и налево.
Позже советские специалисты из лаборатории при Мавзолее В. И. Ленина забальзамировали еще 7 тел (помимо тела Иосифа Сталина): лидера болгарских коммунистов Георгия Димитрова, главу монгольского правительства Чойбалсана, президента Чехословакии Клемента Готвальда, вьетнамского вождя Хо Ши Мина, ангольского лидера Агостиньо Нето, северокорейского диктатора Ким Ир Сена и президента Кооперативной Республики Гайана Линдона Форбса Бернхема. Но в силу разных причин большинство тел было все-таки захоронено. Из "действующих" мумий на сегодняшний день остались только Ленин, Хо Ши Мин и Ким Ир Сен. На территории бывшего СССР находится еще одна мумия – знаменитого хирурга Николая Ивановича Пирогова. Склеп с его мумией находится в подземелье церкви в городе Винница.
Способ, которым был забальзамирован Пирогов, до сих пор неизвестен, но его тело сохранилось гораздо лучше, чем тело Ленина. Кстати, на бальзамирование тела Пирогова давал высочайшее разрешение Святейший Синод в Петербурге – случай в истории христианства уникальный. Церковь, учтя заслуги Пирогова как примерного христианина и всемирно известного ученого, разрешила не предавать тело земле, а оставить его нетленным, "дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел раба Божьего Н. И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик".
Сегодня существует особый способ мумификации, позволяющий очень долгое время сохранять тела и отдельные их фрагменты в идеальном состоянии. Это так называемая пластинация, изобретенная скандально известным доктором Хагенсом, который использует этот метод при создании экспонатов для своих выставок. Однако есть случаи, когда мумии были "изготовлены" без участия людей. В 1984 г. были обнаружены мумифицированные тела трех английских моряков на Арктическом побережье Канады. Проведя исследования, ученые установили, что лед, низкая температура воздуха и холодный ветер явились причиной того, что "природные" мумии выглядели как живые, только потерявшие сознание, люди. А ведь моряки погибли примерно 150 лет назад! Другая "нерукотворная" мумия – "ледяной человек", которого нашли в альпийских ледниках вблизи границы Италии и Австрии. Сохранить тело от разложения способен не только лед, но и болото. Это подтверждает мумия, найденная в 1950 г. в болотах на территории Дании.
А обнаруженные в перуанских пустынях мумифицированные тела людей и животных свидетельствуют о том, что мумии прекрасно сохранялись даже при достаточно высокой температуре воздуха. Особое место в случаях "природной" мумификации занимают мощи. Наука, правда, объясняет образование нетленных мощей и высушиванием, как в Киево-Печерской лавре, и торфяным дублением при большой влажности и недостатке кислорода. Но порой тела не разлагаются и в совсем неподходящих условиях. Здесь самое время еще раз вспомнить о бурятском Хамбо-ламе. Не так давно к его нетленному телу наконец-то допустили ученых. На состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ Виктор Звягин и доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Галина Ершова заявили, что с таким чудом наука еще не сталкивалась. Специалисты уверяют, что спектральный анализ не выявил в органических тканях трупа ничего такого, что бы отличало их от тканей живого, здорового человека.
На самом деле Пандита Хамбо-лама Даши-Доржо Итигилов ХII – не единственный "нетленный" буддист. Во дворе тхиенского храма Дау в 23 км от Ханоя вот уже 300 лет сидит в позе лотоса мумия настоятеля монастыря By Кхак Миня. Согласно легенде, к концу своих дней настоятель Минь, уединившись в небольшой часовне, погрузился в пост и молитву, разрешив ученикам прийти к нему лишь тогда, когда перестанет стучать его молитвенный барабан. Через сто дней Минь обратился к собравшимся перед ним монахам: "Пришло время покинуть мне этот мир. Когда мой дух отлетит от тела, повремените месяц. Если почувствуете запах тления – похороните меня, как положено по обряду. Если же тления не будет, оставьте меня здесь, чтобы я вечно возносил молитвы Будде! " После смерти By Кхак Миня гниения тела замечено не было. Монахи покрыли тело настоятеля серебряной краской, чтобы защитить его от насекомых, и оставили сидеть на небольшом возвышении в нише часовни. После обретения Вьетнамом независимости мумию настоятеля Миня подвергли рентгеновскому исследованию. Врачи увидели на экране контуры скелета и убедились, что перед ними действительно не статуя, а человеческое тело!
Исследования показали: тело Миня не забальзамировано, внутренние органы и мозг остались нетронутыми. Тело сохранилось в условиях тропического Вьетнама, где влажность достигает ста процентов. При этом останки Миня не увлажнялись, а усыхали. Во время исследования в госпитале мумия весила всего 7 килограммов. А в одной из буддистских школ Японии существует даже способ "прижизненной мумификации". В IX веке монах Кукай основал эзотерическую школу Сингон.
Одной из идей основателя школы была идея "Сокусин Дзёбуцу" – "стать буддой в собственном теле". Претворение этой идеи в жизнь (или в смерть?) требовало сложной подготовки. Вставший на этот путь подвижник после молений и медитаций приступал к финальному этапу своей жизни, который длился не менее тысячи дней. Условиями этого этапа были неподвижность, отрешенность, созерцание, особый режим дыхания. Диета представляла собой все уменьшающиеся порции еды, исключающие все питательные компоненты, такие, как крахмалистые вещества. Организм праведника переходил на потребление собственных тканей, и к концу фазы от человека оставались лишь кожа да кости. Труп помещался в сухие условия, чтобы ускорить высыхание оставшихся мягких тканей (никакой дополнительной обработке тело не подвергалось).
Впрочем, не всем удавалось превратиться в нетленную мумию – многие умирали задолго до назначенного срока, и тело начинало разлагаться. Практика прижизненного мумифицирования получила распространение у адептов учения "сюгэндо" – "горного отшельничества". Мумии выставлялись в храмах, им поклонялись как воплощениям будд. Из наиболее известных личностей пытался самомумифицироваться монах Энку – скульптор, вырезавший из дерева более 5000 статуй будд, но потерпел неудачу.
И все-таки случай с бурятским ламой – особенный. Тело его не усохло, более того, когда ламе случайно поранили кожу, из ранки выступила красная желеобразная масса, в которую превратилась кровь. Как заявил руководивший исследованиями тела ламы Виктор Звягин: "Это не мумия. Никаких следов бальзамирования мы не нашли. Ткани мягкие, прекрасно сохранились, суставы подвижны, кожа упруга". В общем, объяснить феномен бурятского ламы ученые не смогли.