Вполне укладывается в этот ряд и происшествие, которое случилось на космодроме Байконур 5 апреля 1975 года. До старта космического корабля «Союз-18-1» оставалось несколько минут, когда подполковник В. Ильин увидел висевший на большой высоте над стартовой площадкой крестообразный объект прозрачно-серого цвета. Пока они с шофером рассматривали этого странного визитера, ракета взмыла в небо. «В безоблачную погоду, которая в среднем 270 дней стоит в Казахстане, отлично наблюдаются все фазы полета ракеты. На 120-й секунде красиво отделяются «боковушки» - они крестом расходятся в стороны и некоторое время в таком виде продолжают полет. Далее с земли без оптических средств можно наблюдать только светящуюся точку работающего двигателя, которая вскоре тоже исчезает... » - рассказывает Ильин.
«На этот раз после отделения «боковушек» ракета начала описывать какую-то немыслимую траекторию, которая четко отслеживалась инверсионным следом.
- Что это с ней? Куда-то не туда пошла,- взволнованно произнес мой водитель, да и сам я это прекрасно видел и понимал.
И только тут вспомнил о «сером кресте» в зените. Его там уже не было. В свидетели снова привлек Гену, молодые глаза которого факт подтвердили...
А спустя несколько дней в газетах промелькнуло скромное сообщение о том, что космонавтов за этот полет наградили орденами Ленина, но ничего не было сказано об аварии - не принято тогда было. Что же произошло на борту корабля, пилотируемого полковником Василием Григорьевичем Лазаревым и бортинженером Олегом Григорьевичем Макаровым?
В тот момент, когда мы с водителем Геной засекли «неправильный» полет ракеты, на борту космического аппарата раздался громкий звук сирены и замигало табло «Авария носителя». Тут же «вырубились» все двигатели. Через некоторое время по команде автоматики сработала серия пиропатронов - пиротехника «раскидала» все корабельные блоки... Космонавты остались в своем спускаемом аппарате и начали падать...
Все шло штатно. Вовремя сработали двигатели мягкой посадки, произошло приземление, но парашют зацепился за деревья, и корабль остался у края пропасти глубиной 500-600 метров.
Это произошло в Горном Алтае. Ночь космонавты провели в заснеженном лесу, а утром вертолет вызволил их из вынужденного плена.
Позже в техническом заключении появятся строки: «После отделения корабль совершил суборбитальный полет длительностью 21 минуту 27 секунд, поднявшись на высоту 192 километра и пролетев 1574 километра».
Наверное, мы никогда не узнаем, сыграл ли какую-либо роль в судьбе корабля злополучный НЛО. Но как бы там ни было, исследователям причин той давней аварии полезно иметь в виду и этот факт.