Тогда же в фирме "Маккормик-Ромм" появился молодой инженер Ченс Мильтон Воут (Chauncey Milton Vought), который в будущем прославится, как выдающийся авиаконструктор, он и "доведет до ума" дисковидные летательные аппараты. Странная дискокрылая машина нормально взлетала, но не отличалась выдающимися летными качествами - ( www.voughtaircraft.com/heritage/products/html/romme.html)
Тем не менее, именно этот самолет-зонтик (он так и назывался - umbrella plane) мы можем считать предтечей настоящих "летающих тарелок". Как же так, спросите вы, ведь эта конструкция практически ничем, кроме формы крыла, от обычного самолета не отличается, - где же тут нестандартные тарелочные технологии? Все правильно. Нашему дископлану еще предстояло встретить свое дополнение в лице ортоптера для того, чтобы стать настоящей летающей тарелкой.
Патент на это новое летательное устройство - ортоптер - получил в 1926 году изобретатель Джеймс Питтс (J. W. Pitts) По мысли изобретателя зонтик должен был бить по воздуху в ходе вертикальных движений вниз, а в ходе вертикальных движений вверх узкие лопасти вращающегося зонтика приоткрывались, чтобы снизить силу лобового сопротивления. Но, как видим, взлететь этот самолетозонтик-2 так и не сумел.
Да, самолет-зонтик выглядит забавно, но вы же не думаете, что американец тратил деньги на постройку этой машины просто для забавы? Принцип полета, основанный на создании уплотнения под вибрирующей плоскостью, ничем не хуже того, что применяется в традиционных самолетах. Однако в те годы еще не было технологий, позволяющих задействовать вибрацию на полную мощь.
Посмотрите еще раз на самолет-зонтик ( www.youtube.com/watch?v=IkLKNTSHhwU) и спросите себя: почему он не может взлететь и что надо исправить, чтобы он взлетел? Любой человек с развитым инженерным мышлением сразу же найдет ответы на данные вопросы. Не взлетает устройство потому, что при движении зонтика вверх сила лобового сопротивления все-таки остается значительной - открывающиеся окошки лопастей не сильно-то ее снижают. В итоге результирующий импульс не позволяет преодолеть силу притяжения. И второе: размах движений зонтика довольно значительный - он своими движениями, скорее, просто перемешивает воздух, нежели отталкивается от него. Как быть? Возникает идея: закрыть колеблющийся зонтик сверху неким неподвижным куполом - так чтобы зонтик двигался во внутреннем пространстве и передавал импульс движения только по направлению вниз. И второе предложение: сделать удары по воздуху более короткими, но более частыми, соответственно - амплитуду колебаний свести к минимуму - в пределах 1-2 сантиметров. Вот тогда наш аппарат и превратится в тарелкообразную капсулу, внутри которой находится пилот и двигатель, а вместо нелепого зонтика с прорезями у тарелки снизу появится прочная мембрана, которая будет очень быстро вибрировать, ударяя по воздуху резко и часто.
Все эти идеи и соединились воедино в рамках проекта, который родился в КБ самолетостроительной фирмы "Чейнс Воут", которая к концу 30-х годов работала в связке с военно-морским ведомством США. Тогда весомые ставки делались на авианосцы и, конечно, хотелось иметь летательный аппарат, способный взлетать вертикально и иметь приемлемые летные качества.
К тому времени сам Чейнс Мильтон Воут уже умер, а фамилии инженеров, непосредственно работавших над проектом, мы пока не знаем. Все засекречено, а патентная база США, находящаяся в открытом доступе, очищена от всех следов. Вы будете смеяться, но мне удалось обнаружить патенты Ромма лишь только потому, что в открытой базе данных по патентам США эти документы фигурируют с фамилиями - Eomme в одном случае, и Bomme в другом. То есть на реальных копиях изображения патентов написано правильно - Romme, но поисковик находит данные патенты только, если набирать фамилию с ошибкой. Причем, поразительно: никаких других следов изобретатель Romme о себе не оставил! Как будто некая сила вычистила открытую патентную базу - Stop Romme! - и только случайно два патента остались в наличии, поскольку в компьютерную память их поместили под фамилиями, написанными с ошибкой.
Так или иначе, но инженерам удалось решить поставленную задачу. Правда от мотора и механической передачи им пришлось перейти к электромагнитному приводу - такому же как в тарелочках-динамиках телефонной трубки, где магнитное поле приводит в движение мембрану, издающую звук. Оказалось, что реальная подъемная сила появляется на частотах 1 килогерц, то есть мембрана должна ударять по воздуху 1000 раз в секунду. Примерно с такой же частотой ударяют по воздуху крылышки стрекозы, которая летает по тому же принципу ортоптера, по-русски говоря - "топчет воздух" плоскостями крыльев.
Итак, в конце 40-х годов появились первые летающие тарелки. Им предшествовала винтокрылая тарелка фирмы "Чейнс Воут" - так называемый "Скиммер". В истории авиации считается, что это неудачный эксперимент, но то, что аппарат появился как раз в конце 40-х годов - чуть раньше сообщений о "тарелках", наводит на мысль, что "Скиммеры" были просто переходной формой - на них можно было испытывать электрокинетические двигатели, создающие подъемную силу под тарелкообразным корпусом. Кстати, те "тарелки", которые увидел впервые гражданский летчик Кеннет Арнольд в 1947 году, были вовсе не тарелками - своеобразные треугольные бесхвостки, как бы переходные формы от традиционных самолетов к тарелкам. (А сейчас, судя по сообщениям, вновь есть модели с треугольной формой. ) Можно сравнить "Скиммер" и бесхвостку на рисунке Арнольда. Сходство совершенно отчетливое.
Первые натуральные "тарелки" были похожие на гигантские телефонные динамики: одна или несколько огромных мембран под действием импульсных электромагнитов били по воздуху с частотой 1000 герц, а обтекаемый верх тарелки обеспечивал разность сил лобового сопротивления сверху и снизу. Об этом я и догадался первоначально, ведя расследование истории секретной технологии, но кое-что оставалось непонятным.
"Пока тарелка не станет отбрасывать от себя чего-нибудь существенного (как это делает ракета), подъемной силы не будет. Этим "чем-нибудь" является кольцевой вихрь, благо он не оставляет после себя разрежения - назад тарелку не подсасывает. На вихре нужно удерживать тарелку всего пару микросекунд, потому что за это время уже образуется новый вихрь. При отбрасывании воздуха возникает реактивная сила, тарелка приподнимается, а образовавшийся под ней вихрь не дает создаваться разрежению и затягиванию назад до создания следующего вихря. Время между вихрями очень мало. Вихрь вовлекает во вращение значительный объем воздуха, следовательно, за время создания вихря тарелка может передать ему больший импульс и подняться выше".
Дословно привожу ключевую фразу из послания инженера Данко. Именно в кольцевых вихрях и состоит секрет полета.
У первых тарелок толкающая мембрана часто не выдерживала вибрации, что приводило к катастрофам. (Обрывки "упругой фольги" и нашел на фермерском поле капитан ВВС США Джесси Марселл - с его сообщения и начался шум вокруг инцидента в Розуэлле в июле 1947 году. ) Кроме того тарелки соскальзывали с поддерживающего столба вихрей, а стабилизировать полет можно было или с помощью вертикальных рулей-триммеров (о пролете тарелки с вертикальными рулями есть свидетельства в отчетах ФБР из книги Б. Маккаби - Bruce Maccabee, Ph. D. UFO FBI CONNECTION), или за счет вращательного гироскопического эффекта. Испытывались и устройства, где тарелкообразные движители соединялись в цепочку - так дети на катке держатся руками, чтоб не упасть.
Тарелки с импульсными электромагнитами были тяжелы и не могли летать на далекие расстояния (как сообщил мой корреспондент: "Американцам приходилось доставлять их к берегам СССР на подводных лодках"). Со временем эстафета перешла к следующему поколению аппаратов, где не требовалось трясти электромагнитным полем толкающую мембрану. Весь корпус делался из пьезокерамики - не было механического перемещения плоскости, вибрация достигалась за счет пьезоэлектрического эффекта (именно пьезоэлектрические пищалки издают звуки в электронных будильниках и сотовых телефонах). Аппараты этого поколения уже не тарелки, а шары, эллипсоиды и другие объемные фигуры, окруженные во время полета ореолом ионизированного газа. Если вы посмотрите на имеющиеся в уфологических архивах фотографии НЛО (наиболее полная коллекция есть у всемирно известного француза Жака Вале, который неоднократно подчеркивал военный аспект проблемы), то без труда различите названные варианты. Но есть там и примечательные аппараты со светящимися зонами на поверхности корпуса. Это самый удачный вариант, полученный в ходе развития секретного проекта. О них мы расскажем подробно, но чуть позже.