Подобно ветеранам войны, жертвы насилия часто заново переживают случившееся, перед их мысленным взором возникают сцены из прошлого, они начинают испытывать беспокойство, их мучают кошмары, и это может длиться годами, даже десятилетиями.
«Если что-то напомнит им о случившемся, ими овладевает тревога, - говорит Констанс В. Данку, доктор философии, руководитель программы помощи жертвам преступных действий, созданной в Пенсильванском медицинском колледже в Филадельфии. - Если во время прогулок они увидят кого-то похожего на человека, который их изнасиловал, это возвращает их к событиям прошлого. Некоторые женщины пытаются избегать мыслей о случившемся, ситуаций, которые напоминали бы о пережитом унижении. Чтобы не испытывать тревоги и страха, они выбирают добровольное затворничество. Когда им приходится выходить из дома, они могут пугаться людей, идущих сзади. Они становятся очень подозрительными, всегда настороже, они боятся, в голове всегда стучит мысль: «Он собирается причинить мне боль, я в опасности, я беззащитна».
У некоторых нарушаются отношения с другими мужчинами. «Может развиться половая дисфункция, - отмечает д-р Данку. - Для некоторых становится недоступным чувство любви. Даже прикосновение мужчины может вызывать беспокойство, пусть это будет отец, или дядя, или кто-то другой, кто, как они знают, не может причинить им вред».
Дайану пытался изнасиловать подросток, приятель ее брата, когда ей было 12 лет. «Он пробрался в мою спальню, когда я спала, и сорвал с меня трусики, - вспоминает Дайана, мать двоих детей, которой теперь уже за тридцать. - Я боялась сказать кому-нибудь, потому что думала, что меня будут расспрашивать, какой я дала ему повод». Ее «вина», как ей казалось, заключалась в том, что она выглядела «более созревшей, чем большинство 12-летних».
После случившегося Дайана никогда не чувствовала себя спокойно в присутствии мужчин. В течение многих лет ей казалось, что, когда она входит в какое-нибудь общественное место, все начинают смотреть на нее. Она очень боялась понравиться, страдала приступами депрессии. В течение 15 лет ей не приходило в голову, что это могли быть последствия изнасилования. Но однажды - она не помнит, что послужило поводом, - в памяти как будто что-то включилось. По ночам ей стали сниться кошмары, у нее случались приступы паники. Она не могла есть, стала худеть, здоровье ухудшилось, дело дошло даже до колита. В конце концов она обратилась за медицинской помощью, и только тогда она в первый раз рассказала о перенесенном унижении. Но самое большое облегчение пришло к ней, когда она узнала, что ее обидчик был убит.