Да, если от этого вам станет легче. Ответ звучит так, будто я противоречу авторитетам, о которых сам же упоминал, но надо учесть, что они не дают точного определения тому, насколько важна высокая температура как иммунологический фактор. Ранее используемые методы лечения высокой температурой были довольно опасны и не всегда эффективны. Медицинские журналы около 20 лет публиковали данные о хороших результатах гипертермического лечения рака, но никто не брал на себя смелость посоветовать практическим врачам широко применять эти методы. Можно, конечно, рассматривать эксперименты с ящерицами всерьез, но в то же время врачи не отмечали, чтобы людям с инфекционными заболеваниями становилось хуже от жаропонижающих средств.
Наиболее важным элементом при попытках сбить температуру являются не лекарства - надо стараться охладиться. Заворачиваться в одеяла - плохая идея, хотя такому желанию трудно сопротивляться, когда вас трясет от озноба (запомните, кстати, что именно в это время и повышается температура).
Пейте побольше жидкости, чтобы возместить воду, выделяющуюся с потом через поры кожи. Обезвоживание не только ухудшает самочувствие, оно способствует повышению температуры, поскольку снижает то количество жидкости, которое нужно организму для самоохлаждения. Пейте побольше соков, газированной или минеральной воды, чтобы объем выделяемой мочи стал немного большим, чем обычно.
Лучшими жаропонижающими средствами при умеренно повышенной температуре являются обычный аспирин или ацетаминофен («Тайленол», «Датрил», «Панадол»).
Примерно в течение часа после приема лекарства вы можете начать потеть. Несмотря на популярное стойкое убеждение, что это полезно, потоотделение попросту сигнализирует о том, что организм охлаждается. Жар всегда то поднимается, то падает, поэтому сам по себе факт, снижения температуры еще не означает, что все хорошо, а то, что она повышается, соответственно, не значит, что все плохо; просто с организмом происходит то, что происходит, и ничего более. Когда действие лекарств закончится, озноб может вернуться - это тоже не плохой и не хороший симптом, а просто способ, которым организм генерирует тепло. Чтобы избежать неприятных бросков «то в жар, то в холод», попытайтесь постоянно поддерживать пониженную температуру, принимая жаропонижающее каждые четыре часа.
КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К ВРАЧУ
Повышенная температура сама по себе едва ли может быть причиной обращения к врачу. Многие пациенты, услыхав от меня эти слова, возмущаются, но... вот образчик диалога, довольно часто происходящего между врачами и пациентами:
Пациент: «А вдруг у меня температура поднимется до 39°С?»
Врач: «Это очень беспокоит вас?»
Пациент: «Конечно! »
Врач: «Тогда... не измеряйте ее».
Я предлагаю здоровым мужчинам следовать одному простому правилу: знание о болезни делает нас больным. Идите к врачу, если вам действительно плохо. Но если вы нормально себя чувствуете, то, скорее всего, не больны, независимо от повышенной температуры.
Когда у меня спрашивают совета, я предлагаю пациентам следующее: вызывайте врача, если температура поднялась выше 39,5°. При таком жаре пациент на самом деле чувствует себя больным. Я считаю опасной температуру в 41° - уровень, начинающий воздействовать на функции мозга, и наиболее частым первым признаком этого являются судороги. Необратимые повреждения мозга происходят очень быстро после достижения 42-42,2°. Приведенный факт может, конечно, испугать, однако у взрослых мужчин температура редко поднимается выше 41°, и это обычно происходит при заболевании гипоталамуса, инфаркте, энцефалите или инсульте. Жертвы гриппа и других распространенных инфекций могут не беспокоиться. Помните, что данные рекомендации относятся к относительно здоровым людям, кроме того, не надо считать их непреложной истиной. Я прошу своих пациентов звонить мне в любое время, если они чем-то обеспокоены; все хорошие врачи делают то же самое.