На прошлой неделе название нашей республики вновь аукнулось в столичных кабинетах, и (что вы думаете?) вновь не в самом лицеприятном контексте.
Собственно, как было дело: буквально на днях небезызвестный Сергей Степашин был переизбран председателем Счетной палаты Российской Федерации. Очередной виток своего нового срока на старом посту он начал с отчета о работе государственных ревизоров.
Выступая в Совете Федерации, помимо рассказа о том, чем вверенное ему ведомство занималось весь прошедший год, Сергей Вадимович не постеснялся озвучить и некоторые факты. К примеру, большую озабоченность у него вызвал такой яркий критерий эффективности управления государственными финансами на региональном уровне, как динамика неэффективных расходов. В 2010 году эта самая динамика выставила в лучшем свете Омскую и Воронежскую области, а также Пермский край, где ситуация просто образцово-показательна. С другой стороны, Калмыкия, Хакасия и Самарская губерния угодили в "черный" список регионов, где то самое неэффективное расходование государственных финансов существенно возросло.
Разумеется, главный счетовод страны не стал обличительно уточнять с трибуны, кто и когда у нас проштрафился, однако в целях информирования народных масс пару цифр все же озвучил: за прошлый год по России специалистами Счетной палаты было выявлено нарушений законодательства на 484 млрд. рублей, в том числе нецелевого использования средств – на 1,6 млрд. рублей. Цифры на самом деле огромны и бесстыдны, учитывая то, что строительство несчастной школы в Троицком затянулось из-за нехватки нескольких миллионов или что трубы, "рванувшие" в морозы в Аскизе, сделали это не от хорошей жизни и планомерного обслуживания.
Впрочем, сам Степашин нашел весьма мягкое и почти оправдывающее объяснение неэффективного (читай — нецелевого) расходования государственных тугриков:
"В период кризиса и выхода из него правительство выделило достаточно большое количество дополнительных бюджетных средств – в связи с этим, соответственно, выросло и число неэффективного расходования".
Как мило, не правда ли? Раз давали много денег, то как же тут удержаться от соблазна?
Но всеобщей халявы и отпущения грехов вроде как не будет – по словам главы Счетной палаты, в прокуратуру и другие правоохранительные органы направлено 217 материалов, возбуждено 41 уголовное дело. Хотя и особых надежд на суровую десницу закона питать не приходится, мы прекрасно знаем, в какой стране чудес имеем счастье жить. И пока нет четко структурированного закона, разграничивающего эффективное и неэффективное расходование госсредств – постоянно будут присутствовать вопросы и разгораться дискуссии, а эффективно ли, к примеру, потрачены 14 миллионов на царский ремонт представительства Хакасии в Москве? Или насколько эффективно тратятся средства при формировании целой делегации "в довесок" к саяногорской журналистке, ставшей "Золотым пером России" и едущей в Белокаменную получать свою премию? Страна чудес, не иначе...