Правительство не запустит нефтепровод «Одеса-Броды» в Европу
Правительство не запустит нефтепровод «Одеса-Броды» в Европу
Украина готова начать переговоры с Белоруссией относительно транзита нефти в Польшу с использованием украинских и белорусских нефтепроводов.
Комментирует директор Института энергетических исследований Дмитрий МАРУНИЧ.
Одновременно Кабинет министров Украины поручило провести переговоры с белорусской стороной о выполнении подписанных соглашений о транспортировке нефти через территорию страны на Мозырский НПЗ.
Данным решением украинское правительство фактически засвидетельствовало невыполнение белорусской стороной условий соглашения о транспортировке азербайджанской нефти на Мозырский НПЗ. Как известно, соглашение на транспортировку 4 млн. т нефти в 2011 году было подписано на условиях «бери или плати». Однако широкомасштабный финансовый кризис в Белоруссии, по всей видимости, поставил под вопрос и оплату транзита нефти по «Одесса-Броды». Аналогичная ситуация сложилась недавно с поставками российской электроэнергии, когда РАО «ЕЭС» ссылаясь на отсутствие оплаты приостанавливала экспорт в Белоруссию.
Остановленный на ремонт Мозырский НПЗ перестал принимать азербайджанскую нефть несколько месяцев тому назад. В ответ группа «Приват» перенаправила уже законтрактованные объемы сырья из Азербайджана на принадлежащие ей западноукраинские НПЗ. Это был вынужденный шаг, поскольку низкая глубина переработки нефти на данных предприятиях делает использование легкой нефти экономически нецелесообразным. Таким образом, уже в июне Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ снова простаивали.
Попытки украинского правительства реализовать схему транзита нефти нероссийского происхождения через Одесса-Броды, одну из веток украинского участка «Дружбы» и далее белорусским участком «Дружбы» обречены на провал. Основная причина – необходимость согласования данного маршрута с российской «Транснефтью». Как известно, по белорусскому участку нефтепровода «Дружба» осуществляется транзит российской нефти в страны Европы. Таким образом, даже если будет достигнуто согласие НПЗ в Польше или Чехи на использование нероссийского сырья, необходима длительная работа для подготовки нефтетранспортной инфраструктуры, поскольку нефть российского и нероссийского происхождения имеет различные параметры качества. Подобные попытки осуществить т. н. последовательную транспортировку сырья российского и нероссийского происхождения по украинской ветке «Дружбы» лоббировались в 2003-04 гг. тогдашним вице-премьером Виталием Гайдуком, однако, потерпели неудачу.
В ближайшее время украинское правительство станет перед неизбежным выбором. На одной чаше весов - простаивающий нефтепровод «Одесса-Броды» с призрачными перспективами оплаты белорусскими партнерами услуг по транспортировке. На другой – возможность возвращению к реверсу «Одесса-Броды». Последнее может стать аргументом в переговорном процессе с российского стороной о ценах на природный газ. Напомним, в свое время, российский премьер Владимир Путин заявлял о возможности транзита российскими нефтедобывающими компаниями в направлении терминала «Пивденный» до 9 млн. т нефти ежегодно. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru