В соответствии с пунктом 6.4 "Положения о контрольно-счетной палате Торопецкого района" контрольно-счетная палата публикует результаты проведенных контрольных мероприятий за 2008 год.
Контрольно-счетная палата Торопецкого района, созданная в соответствии с решением Собрания депутатов Торопецкого района, свою деятельность осуществляет с конца 2006 года. Ее работа осуществляется на основании плана контрольных мероприятий, утверждаемого Собранием депутатов Торопецкого района.
План работы на 2008 год выполнен, проведено 22 контрольных мероприятия, по результатам которых выявлено различных нарушений законодательства на общую сумму 504530,85 руб., из них незаконное использование бюджетных средств составило 363301,97 руб. Данные цифры подтверждены актами контрольных мероприятий. На основании результатов проверок под контролем главы Торопецкого района Н. В. Аввакумова и Собрания депутатов Торопецкого района осуществляется комплекс мероприятий по недопущению незаконного и неэффективного использования бюджетных средств в последующем и по возвращению в бюджет Торопецкого района излишне израсходованных сумм. Данные цифры подтверждены актами контрольных мероприятий.
Кроме проведения контрольных мероприятий за этот же период палата проделала следующую работу, как в соответствии со своими полномочиями, так и по обращениям:
подготовлено 15 заключений по результатам внешней проверки отчетов об исполнении бюджетов, в том числе 12 заключений по отчетам поселений Торопецкого района за 2007 год в соответствии с их обращениями:
по заданию Собрания депутатов Торопецкого района проведены проверки исполнения предписаний палаты по итогам предыдущих контрольных мероприятий в МУП ТР "Торопец-Энерго", ООО "ЭМО+", МУ "Городской спортклуб "Торопчанин", комитете по управлению имуществом администрации Торопецкого района, отделе культуры администрации Торопецкого района. В результате таких проверок установлено, что учреждения исправляют выявленные ошибки и устраняют замечания, сделанные контрольно-счетной палатой.
Следует отметить тесное взаимодействие контрольно-счетной палаты с органами прокуратуры и милиции. Данные структуры привлекают специалистов палаты в качестве экспертов при проведении проверок в рамках следственных мероприятий. В 2008 году по постановлению следственного комитета при прокуратуре проведена ревизионная проверка финансово-хозяйственной деятельности МУ "Понизовский ЦСДК", выявлено незаконное использование бюджетных средств, акт проверки направлен в следственный комитет, по нему возбуждено уголовное дело. Взаимодействие с органами прокуратуры и милиции продолжается и в 2009 году. С начала этого года по обращениям данных структур проведено 2 проверки.
В 2008 году планом работы палаты было предусмотрено проведение проверок администраций сельских поселений по вопросу целевого использования бюджетных средств. Такие проверки проведены в администрациях Василевского, Подгородненского, Понизовского, Речанского, Плоскошского и Пожинского сельских округов. Данные проверки показали, что в ряде поселений руководители и главные бухгалтеры недостаточно изучили трудовое законодательство, в результате этого движение кадров оформляется с нарушениями законодательства, что влечет за собой незаконные выплаты заработной платы и перечисления единого социального налога.
По результатам каждой проверки, в ходе которой установлено незаконное или нецелевое использование бюджетных средств, контрольно-счетная палата в пределах своих полномочий выносит на имя руководителя данного учреждения предписание, одним из пунктов которого предлагается восстановить суммы незаконного или нецелевого использования бюджетных средств. По результатам двух проверок: администрации Понизовского сельского поселения и МУ "Городской спортивный клуб "Торопчанин" на руководителей этих организаций палата, в соответствии с предоставленными ей полномочиями, составила протоколы об административных правонарушениях, которые были направлены мировому судье. На данных руководителей решением суда были наложены административные штрафы в доход районного бюджета по 1000 рублей на каждого.
Кроме того, материалы проверок своевременно предоставляются администрации Торопецкого района, в Собрание депутатов Торопецкого района, в финансовый отдел. В отдельных случаях материалы проверок направлялись в прокуратуру Торопецкого района для принятия мер прокурорского реагирования. По результатам проверки МУ "Городской спортивный клуб "Торопчанин" материалы проверки направлены главе поселения г. Торопец.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном процессе в Торопецком районе произведен внешний аудит исполнения бюджета Торопецкого района за 2007 год. Заключение по результатам проверки направлено Собранию депутатов Торопецкого района.
Также в течение 2008 года палата провела проверку отдела муниципального заказа и потребительского рынка администрации Торопецкого района по вопросу эффективности использования бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров и выполнении работ для муниципальных нужд. Проверена и полнота перечисления в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий Торопецкого района (таким плательщиком является МУП ТР "Центральная районная аптека № 151") за 2007 год и 1 полугодие 2008 года. Проведен анализ эффективности использования средств бюджета при закупке продуктов питания и материалов в МУ ТР "Детский сад № 2" в 2007 году и за 11 месяцев 2008 года.
Практически все бюджетополучатели обращаются в палату за консультациями как по бюджетному законодательству, так и по трудовому, и гражданскому, по вопросам применения в практической работе Закона о бухгалтерском учете, инструкции по бюджетному учету и других нормативных и законодательных документов. Хотя данные консультации не определены Положением о контрольно-счетной палате, одним из важных моментов своей деятельности палата считает разъяснение действующего законодательства. Особенно много разъяснений дается сельским поселениям, т. к. у них нет практически никаких информационных систем.
Контрольно-счетная палата Торопецкого района с момента начала своей деятельности показала себя авторитетным, уважаемым, дееспособным и результативным органом, осуществляющим контроль за использованием бюджетных средств.
Следует отметить тот факт, что в тех районах области, где такие органы контроля, как контрольно-счетная палата, созданы не были, в настоящее время идет работа по их формированию, т. к. время показало необходимость действия таких органов муниципального финансового контроля.